К 100-летию Ильменского заповедника. Воспоминания Молчанова А. В.   

В заповеднике мы проживали с 1948 по 1963 гг.
Когда мой отец, Молчанов Виктор Александрович, принял хозяйство, оно находилось в плачевном состоянии.
Маленький старый конный двор, лошади были истощены, а некоторые были подвешены на ремнях, потому что стоять уже не могли. Кормов и сена уже не было.
Тогда отец поехал к первому секретарю горкома партии города Палашкевичу А.П. и попросил помощи. Он его внимательно выслушал и позвонил директору подсобного хозяйства города, которое находилось в Тургояке, где сейчас построен “кулацкий посёлок”, и попросил оказать помощь.
После его звонка заповеднику были выделены фураж и сено для лошадей, а в весенний период подсобное хозяйство помогло с посевной. Были засеяны: одно поле овсом (верхнее поле), нижнее поле засеяно клевером (район Селянкино). Также в хозяйстве находилась установка (шпалорезка), при помощи которой был заготовлен брус, и началось строительство домов. Были построены два дома и магазин, начато строительство конного двора на 15 лошадей. Первый построенный дом из бруса выделили под жильё научным сотрудникам Б.А. Макарочкину и Ф.Е. Богану. Второй дом сделали для проживания командировочных, т.е. типа гостиницы.
Осенью сняли богатый урожай овса, клевера. Овсом заполнили все амбары на кухонном дворе.
Также в хозяйстве были постройки: маленькая столярная мастерская (столяр Алимушкин), кузница (кузнец Кашигин). В одном из домов был организован и открыт детский сад. Заведующей была моя мама Мария Андреевна. Детский сад был небольшой. Персонал состоял из заведующей и повара по совместительству воспитателя. На начало открытия д/c было всего 12 детей разного возраста. В дальнейшем, в связи с увеличением числа детей, для д/c было предоставлено более просторное помещение, и увеличился штат.
Поваром была Шатохина Елена Александровна. Воспитателем Нихарошкова Серафима Петровна, нянечкой Лопатина Наталья Ивановна, муз. работник – Герман Христьянович Шрайгель. В 1960 году был построен детский сад на 25 мест с водяным отоплением и круглосуточным нахождением детей. Значительно увеличился штат сотрудников. По итогам проверки д/c занимал первое место по городу по оформлению и смотру участков. Большую работу по оформлению и изготовлению снежных фигур проделала Петракова тётя Шура. У неё был природный дар, она могла по картине сделать любую фигуру из снега.
Хозяйственная деятельность.
В обслуживающий персонал заповедника входили: плотник, столяр, два конюха (в обязанности которых входило круглосуточное дежурство на конном дворе), электрик, технички, два водителя, печник, горнорабочие – 4 человека, всего 12 человек. Горнорабочие в летнее время занимались расчисткой копей, закладыванием новых шурфов для научных работ. В зимний период – заготовкой дров для отопления и другими хозяйственными работами. В середине 50-х годов были заложены четыре двухквартирных дома, построена новая баня, закончено строительство конного двора, расширен гараж для автомашин с двух выездов до четырёх. В связи с окончанием строительства домов были снесены 3 барака.
Немаловажную роль в жизнеобеспечении заповедника играл конный двор. Им обеспечивался: подвоз дров, подвозка и заготовка древесины, воду по домам 3 раза в неделю также развозили по графику на лошадях. За подвоз воды люди платили. В качестве платежа выдавались металлические бирки с указанием количества вёдер. Бирки приобретались в бухгалтерии, там же продавались и банные бирки. В летнее время, кроме горнорабочих, все мужчины в хозяйстве занимались заготовкой сена и фуража для лошадей. Так называемые “казённые покосы” находились в районе озера Таткуль. Туда людей вывозили на неделю: с понедельника до субботы в зависимости от погодных условий.
Руководил заповедником в те 40-егоды Василий Апполинарьевич Васнецов, родственник знаменитого художника. Учёным секретарём был Ушков Сергей Львович, зам. Директора по хозяйственной части был Молчанов Виктор Александрович. Начальником лесного отдела был Московских.
На территории заповедника находилась химическая лаборатория, руководила которой Постоева Нина Георгиевна. Штат состоял из инженеров – Ганибесова Клавдия Андреевна, Макарочкина Бориса Александровича.
Музей заповедника работал только в летнее время, на зиму он закрывался и сотрудники занимались подготовкой к новому сезону. Заведующим музеем был Рейнике Бруно Константинович. При музее был небольшой штат экскурсоводов, которые проводили туристические экскурсии по разработанным маршрутам. Это – на ближайшую вышку, на гору ИльменТау, Соколиную гору и др. маршруты. Научные сотрудники работали в левом крыле музея заповедника.
При музее был биологический загон, где размещались дикие животные: косули, лоси. На зимний период им заготавливали корма в виде сена и веников из осины.
Пожарная безопасность осуществлялась небольшим пожарным помещением, в котором находился пожарный инвентарь (лопаты, мётлы, вёдра), ручной пожарный насос. Всё это было установлено на телеге, позже была получена пожарная автомашина.
Связь с заповедником была телефонная, аккумулятор находился в помещении пожарки. Связь с кордонами была телефонная аппаратами полевого образца. Также к помещению была пристроена конюшня.
Рядом был жилой дом, в котором проживал пожарный инспектор, отвечающий за всё это хозяйство.
В заповеднике был клуб, где демонстрировались кинофильмы два раза в неделю. В помещении клуба была передвижная библиотека, которой заведовала Фильрозе Евдокия Александровна. После её смерти библиотекой заведовала мама Баженова Альфреда Георгиевича – Елена Николаевна. В клубе были драматический кружок для детей и старших. Ставились постановки. Детским драмкружком руководила Фильрозе Е.А., а взрослым – Шатохина Елена Александровна, позже Грабкова Валентина Алексеевна. В те времена устраивали для детей школьного возраста выезды выходного дня на кордоны заповедника. Руководила вылазками молодая чета – Альфред Георгиевич и Людмила Фёдоровна Баженовы.
В 50-х годах было начато строительство лаборатории и городка для научных сотрудников на оз. Б. Миассово. На заповедник было получено два вагона с комплектами сборно-щитовых домов, которые были перевезены со станции Миасс-1 на Б. Миассово. Перевозку по внутренней дороге осуществляло 14 автомашин из автохозяйства. В кратчайшие сроки 4 4-х квартирные дома были собраны. Строительство ЛЭП проводила бригада из Екатеринбурга. Все работы велись в ускоренном режиме. Менее чем за год посёлок и лаборатория были сданы в эксплуатацию.
За сырьём для лаборатории ездил на спецавтомашине Молчанов В.А., все подробности были засекречены. Руководил лабораторией Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский.
В конце 50-х были построены тракторный бокс и помещение для кузницы, установлена пилорама. Получен был трактор-бульдозер ЧТЗ-80, для которого были изготовлены сани. На них в зимний период перевозили грузы с района Б. Миассово, а также осуществлялась расчистка дорог. В летнее время велись ремонтные работы дорог. Трактористом был тогда Тимонов Пётр Тимофеевич. Медработником работала Волгина Татьяна Семёновна, которую потом сменил Мухин Борис Григорьевич.
Всё руководство заповедника располагалось в 2-х этажном деревянном здании. На 1 этаже – кабинет зам. Директора, лесной отдел, бухгалтерия. На 2 этаже – кабинет директора заповедника, учёного секретаря и приёмная.
Бухгалтерию возглавлял Корж Афанасий Еремеевич, бухгалтером была его жена, кассиром Надежда Ивановна Микрюкова. Для поездок в банк выделялся транспорт в виде лошади в летнее время запряжённой в “ходок”, а в зимнее время – сани-розвальни или “кошевка”. Банк находился в старой части города. Маршрут проходил по берегу озера Ильмень до п. Ильменский, далее через гору. В зимнее время – по озеру. Позже, когда появился автотранспорт, возили на автомашине.
Во избежание замора рыбы на озёрах, в зимний период устанавливались аэраторы, которые закачивали воздух под лёд. Установки были на озёрах Ильмень, Аргаяш, Таткуль. Руководил и устанавливал их научный сотрудник Решетников Пётр Михайлович.
Посёлок “Торфяник”
До войны велись заготовки торфа для теплоэлектростанции, которая находилась в районе ст. Миасс-1, посёлок около неё назывался “Силовая”. На территории заповедника был посёлок, который назывался “Торфяник”. Он состоял из нескольких домов и бараков. В настоящее время остался один дом, в котором расположен кордон “Торфяник”. Ранее, когда существовал посёлок, в нём размещалась малокомплектная школа, где учительницей была моя двоюродная бабушка Надежда Ивановна Русакова.
Заготовленный торф брикетами вывозился по узкоколейке от второго участка до теплоэлектростанции.
В 50-х годах началось большое строительство посёлка “Озёрный”, ранее называвшимся п/я №17. Для его охраны была развёрнута в/часть, которая располагалась, начиная с конца улицы Труда до барака, который именовался 100 домом. На территории в/части был построен барак для офицеров, он назывался офицерским бараком, большая столовая, гараж на 6 въездов. Солдаты жили в утеплённых палатках. Солдаты занимались строительством дороги, разгрузкой вагонов с прибывающим грузом и охраной. Грузы доставлялись по внутренней дороге через заповедник. Дорогу строили военнослужащие. В основном это были люди из Западной Украины, поэтому, когда они шли строем, то пели песни на красивом украинском языке. Позже их сменили военнослужащие из Азербайджана.
По окончанию строительства автодороги в/часть была переброшена на 12 километр, где был организован контрольно-пропускной пункт. Расположение было на горке, напротив тогда ещё не существующего кордона “Долгая Курья”.
В 50-х годах люди, проживающие на территории заповедника, держали подсобное хозяйство. Это домашний скот, куры, гуси, коровы. В летнее время все занимались заготовкой сена на зимний период. У каждого дома имелись подворные и хозяйственные постройки. Многие из сотрудников не имели опыта содержания домашнего скота, и им приходилось труднее.
Был такой случай. Однажды, обходя посёлок, мой отец увидел такую картину: из окна жилого дома на него смотрела корова. Квартиросъёмщиком был Скаруцкий Антон Антонович. На вопрос: “Почему скотина находится в квартире?“, был дан ответ: “Ей же холодно в сарае”. Было принято решение немедленно перевести корову в сарай. Но… Корова к тому времени не могла уже пройти в дверь, так как была стельная. Пришлось в срочном порядке выпиливать оконный проём, чтобы вывести корову наружу.

Молчанов Александр Викторович
Зам. Директора заповедника по общим вопросам с 1982 по 2007 гг.