Кусочек рая в Челябинской области. Чем уникален Ильменский заповедник, отметивший столетие
14 мая 2020 года исполнилось сто лет Ильменскому государственному заповеднику. Заповедник — один из старейших в России, он впечатляет своей красотой, растительным и животным миром, уникален по разнообразию минералов. «Пчела» поговорила с заслуженным экологом РФ Александром Лагуновым.
Александр Васильевич Лагунов работал научным сотрудником в Ильменском государственном заповеднике с 1980 по 2015 год, он — кандидат биологических наук, сегодня — эксперт ОГУ «ООПТ Челябинской области».
Александр Лагунов
— Сто лет Ильменскому заповеднику — дата действительно особенная для всех его сотрудников, в том числе для ветеранов, которые там работали. Я проработал в заповеднике значительный отрезок жизни — да почти всю сознательную жизнь. Назвал бы это «заповедным синдромом» — человек, который попадает туда, чаще всего там и остается. Добавлю, что работа была очень интересная, любимая, и я благодарен судьбе, что она привела меня в Ильменский заповедник. Специализируюсь на изучении насекомых — этим занимался все годы и продолжаю заниматься.
Александр Васильевич говорит, что заповедник — это место притяжения ученых, интеллектуалов, исследователей, археологов, поэтому годы работы были насыщены интересными знакомствами.
— Заповедник очень строго охраняется, и благодаря этому обеспечивается сохранность его объектов. Триста квадратных километров — небольшая территория, она самая изученная на Урале. Заповедник находится в ведении Российской академии наук, и здесь сильны академические традиции. Этим мы и отличаемся от других.
Сам Александр Лагунов является автором и редактором двух изданий Красной Книги Челябинской области, он написал более двухсот научных работ. Ежегодно под его руководством проводятся российско-финские экспедиции по Южному Уралу в рамках международной программы «Биоразнообразие чешуекрылых Европы». Очевидно, это работа не только бумажная, кабинетная, она предполагает постоянное взаимодействие с животным миром — благо, в Ильменском заповеднике есть что изучать. Некоторые исследования приносили необычные плоды.
— Вот замечательная история — про бабочку, которая считается одной из самых красивых, — аполлон обыкновенный из семейства парусников, — рассказывает Александр Лагунов. — Особенностью их рода является то, что гусеница питается только на растениях рода очиток. Поскольку я достаточно много езжу в экспедиции, собрал много очитков и создал на участке у дома небольшую плантацию. Каково же было мое удивление, что здесь появились аполлоны, которые много лет не отмечались в заповеднике. Видимо, вместе с комом земли, подстилкой были привезены гусеницы этого вида. Насекомые этого вида плодятся микропопуляциями, почти никогда далеко не отлетают, этакая домашняя бабочка. Теперь в июле у меня появляются аполлоны которые никуда не улетают с огорода.
В конце марта в Уфе состоялось награждение лауреатов XVIII премии «Рыцарь леса». Звание присуждается тем, кто по долгу службы или по зову сердца занимается защитой диких животных и среды их обитания. Был удостоен звания «Рыцарь леса» и Александр Лагунов.
— Добавлю, что звание получили и другие челябинцы, например, старший научный сотрудник Ильменского заповедника Наталья Киселева, — говорит Александр Лагунов. — Она занимается сохранением вида европейская норка. Это единственный питомник такого рода на территории всей страны. Мне кажется, европейская норка могла бы стать символом нашего региона.
На территории заповедника находится более 250 различных видов минералов, а благодаря исследовательским работам были открыты новые виды, не известные науке. Это ильменит, хиолит, чеквинит, ильменорутил, ушковит, канкринит, монацит, поляковит и другие. Ильменский заповедник называют минералогическим раем, и с этим определением Александр Васильевич согласен:
— Это одно из уникальных мест, где на небольшой территории скопилось фантастическое количество минералов. Их изучают очень давно — горный промысел в Ильменских горах запретили еще в 1911 году, а еще раньше, в 1770 году, когда академик Петр Симон Паллас посещал Чебаркульскую крепость, сопровождавший его казак нашел в горах топазы. На сегодня в Ильменском заповеднике открыто порядка двух десятков новых минералов.
Богатства заповедника годами привлекают охотников за сокровищами.
— Смотрите, в чем дело: если сорвали цветок, он вырастет. Если застрелили косулю, очень жалко, конечно, но и другая косуля придет. А если злоумышленник отбил образец минерала — это невосполнимая утрата, — объясняет Александр Лагунов. — Есть и проблема с несанкционированными посещениями — как известно, вдоль западной границы заповедника находится город Миасс со 150 тысячами людей. Ставить забор — дорого и бесполезно. Это вопрос воспитания. А еще должно пройти определенное время, чтобы люди привыкли. Любой заповедник начинается с того, что люди вокруг должны проникнуться идеями охраны природы. Это сложный и тонкий процесс.
Ключевая роль заповедника — сохранять богатства природы в первозданном виде. Ильменский заповедник охраняется строго, вход и въезд в заповедную зону категорически запрещен. Александр Лагунов считает, что это правильно — у заповедника слишком маленькая территория.
Несмотря на солидный возраст и то, что это одно из самых изученных мест, заповедник еще не раскрыл все свои секреты. Поэтому он еще много лет будет привлекать различных ученых со всего мира. Если бы в планы не вмешалась пандемия, то заповедник принимал бы грандиозную международную конференцию.
— Юбилей такого рода можно отмечать целый год, — уверен Александр Лагунов. — Думаю, что праздничные события пройдут еще и осенью.
Когда закончится карантин, с разнообразием минералов можно будет познакомиться в Музее Ильменского заповедника в Миассе — его фонд насчитывает около 30 тысяч единиц хранения, выставляется девять тысяч экспонатов. Богатая экспозиция минералов (не все из них — из Ильменского заповедника) представлена и в Историческом музее Южного Урала, смотрите фото:
Фото Александра Лагунова, фото из музея Татьяны Тихоновой.
Источник: https://pchela.news/news/detail/8327