О. В. Халяева

Ф. П. РИКЕРТ В ВОСПОМИНАНИЯХ И ПИСЬМАХ


О. В. Халяева

Ф. П. РИКЕРТ В ВОСПОМИНАНИЯХ И ПИСЬМАХ

Судьба свела меня с Фридрихом Павловичем Рикертом (1935-2005 гг.) в конце 1999 г. В этом году мы начали работу по созданию интерет-сайта «Коллекции Нижнетагильского музея-заповедника» (www.rarities.da.ru), осуществляемого по гранту Фонда Сороса (Институт Открытое общество). Это была пора самого первого соприкосновения с глобальной сетью, и работа нам предстояла незнакомая и очень большая по объему. Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Урала, главным хранителем которого я тогда была, является одним из крупнейших и старейших музеев Урала. В тот период он включал в себя одиннадцать действующих музеев в городе Нижний Тагил и его окрестностях. Фонды музея, основа которых была заложена в 1840 г. заводовладельцем Павлом Николаевичем Демидовым, насчитывают около 500 000 единиц хранения. Возраст музея, особенности комплектования в различные периоды его истории обусловили наличие разнообразных коллекций, которые предполагают обширные возможности для исследователей самых разных профилей. Одной из основных частей собрания является минералогическая коллекция, в комплектование которой внес большой вклад Пауль Эмильевич Рикерт (1907-1971 гг.), человек с необыкновенной судьбой, выдающийся педагог и ученый, имя которого глубоко почитаемо и уважаемо в Нижнем Тагиле и музее-заповеднике. Безусловно, на вновь создаваемом сайте, уже на начальном этапе его формирования, появились страницы, рассказывающие о комплектовании коллекции и роли в этом П. Э. Рикерта. И вот в один из зимних дней по электронной почте пришло письмо из Ростова-на-Дону, за подписью Фридриха Рикерта. Письмо содержало благодарность музею за память об отце. Фридрих Павлович писал, что был потрясен, когда, едва подключив Интернет, он набрал в поисковой системе фамилию «Рикерт» и сразу вышел на наш, тогда еще совсем юный сайт. Письмо было написано высоким стилем, с большим вдохновением. Оно произвело на нас огромное впечатление и очень стимулировало работу над сайтом. Это было одним из первых проявлением обратной связи. Так начался наш постоянный контакт с Фридрихом Павловичем, и хотя в живую мы виделись с ним всего два раза, наши отношения перешли в дружеские. В нем музей-заповедник нашел внимательного и заинтересованного помощника, а я обрела дружелюбного и мудрого собеседника, связь с которым не прекратилась и после моего ухода из музея-заповедника в 2003 г. Основной темой нашей переписки было наследие Пауля Эмильевича. У Фридриха Павловича хранилась основная часть семейного архива, которая включила научные разработки, методические пособия, личные письма и дневники Пауля Эмильевича. В музейном архиве тоже существует фонд Рикерта, где в основном находились его научные разработки, поэтому наше взаимодействие было очень активным и конструктивным направленным на то, чтобы использовать материалы оптимальным образом – пополнить музей экспонатами в наибольшей степени раскрывающей личность исследователя и так, чтобы в семье осталась память о выдающемся человеке. В июле 2000 г., когда Фридрих Павлович приехал в Тагил для участия в выставке Росвооружения, и состоялась наша встреча. В здание Нижних Провиантских складов вошел высокий седой человек с очень светлыми и добрыми глазами. Мы, заочно знакомые по предыдущей переписке, сразу прониклись взаимной симпатией, сразу нашли массу общих тем и проблем. Одним из первых вопросов стало намерение Фридриха Павловича передать в музей рукопись одной из последних работ отца «Аметист». Фридрих Павлович максимально и грамотно подготовился к этому дару – им был выполнен компьютерный набор текста рукописи, сделана электронная его копия. В музее-заповеднике тщательно поддерживаются традиции дарения, всячески пропагандируется поступление экспонатов от населения. Дар Фридриха Павловича был освещен по местному телевидению и городской газете «Горный край». В более тесном общении с Фридрихом Павловичем выяснилось, что по роду своей деятельности он тесно связан с разработкой антикоррозийных материалов. И мы договорились о дополнительной встрече на Нижнетагильском заводе-музее (рис.). Проблема сохранения экспонатов – металлургического оборудования, расположенных на открытом воздухе, одна из острейших. Мы – Фридрих Павлович, С. Д. Иванова, сотрудник музея-завода, и я практически целый день провели на заводе, обошли самые дальние уголки. Фридрих Павлович с огромным интересом знакомился с экспозицией. Об этой экскурсии Фридрих Павлович написал: «Тишина старого демидовского завода, отдавшего России более двухсот лет металлургических будней, ошеломляет. По ветхому лестничному маршу спускаюсь вниз на территорию завода. Кругом шедевры музейных экспонатов машиностроения прошлого. Огромный электродвигатель, гигантский маховик, приводы прокатных станков, паровой молот, карусельный станок и многое другое. Прекрасно отреставрированный комплекс машин разливки чугуна. Вспоминаю его в клубах водяного пара и грохоте падающего металла в мульды на железнодорожных платформах. Отработала «старушка»… Теперь она экспонат. Другие машины нуждаются в защите от коррозии и от варваров – грабителей цветного металла. Эта задача многогранна. Часть открытых поверхностей надо красить, часть рабочих органов машины фосфатировать. Все узлы соединений деталей надо защищать от коварной щелевой коррозии. Комплекс огромен по своей масштабности и тем не менее он должен быть не только историческим, архитектурно и технически интересен, но и безопасен для посетителей. У меня возникла робкая мысль о возможности применения здесь тех материалов и технологий, которыми занимается наша фирма по защите магистральных нефте- и газопроводов на всем пространстве России, но как сохранять при этом старый облик машин и конструкций?» Позже Фридрих Павлович выслал нам адрес екатеринбургской фирмы, занимающейся подобными работами, с которыми мы тоже встречались и обследовали завод. Но по различным причинам, основная из которых, дефицит финансирования, эта работа не была продолжена. После отъезда Фридриха Павловича домой, наше электронное общение стало более насыщенным и предметным, мы работали над размещением статьи «Аметист» на сайте музея-заповедника, строили планы дальнейшего сотрудничества. В семейном архиве Рикертов хранились материалы долгих лет сотрудничества Пауля Эмильевича с Нижнетагильским музеем. В личные документы вкраплены записи об известных археологах: А. Я. Брюсове, В. М. Раушенбах, О. Н. Бадере, директоре музея А. А. Саматовой, работниках Е. В. Боташевой, Н. М. Грюнер, А. И. Россадович и многих других. Кроме этого специальные разработки по систематизации минералогического богатства и музейных фондов, руководство по изучению минералогии и геологии Среднего Урала. Этот человек поражал уважительным и почтительным отношением к памяти отца. Он буквально боготворил его, часто вспоминал и цитировал. Благодаря этому, личность Пауля Эмильевича, которая до этого для меня была, можно сказать, абстрактно-хрестоматийной, становилась для меня все более яркой, человечной, рельефной. Часть электронной переписки сохранилась, поэтому лучше обратиться к самим письмам Фридриха Павловича: От 26.10.2000 г. «Уважаемая Ольга Владимировна, Ваше сообщение, как самый щедрый подарок судьбы. Мне так отрадно, что начатое дело привлекло внимание специалистов и есть надежда, что нам удатся его продолжить, доводя каждый раздел этих начинаний до логического конца. Буду готовить к отправке Вам очередные материалы. Это работы по кристаллографии. Уже выполнен компьютерный набор дневника десятидневного отдыха в Черноисточинске, лето 1951 год. Этот период довольно сложный для П. Э. – потеря любимой работы, груз ответственности за будущее семьи. Но тем не менее с каждой страницы ощущается взгляд Исследователя и Наблюдателя с острым глазом и неисчерпаемой энергией. Правда, много очень личного. Надо подумать, как это подать. Дневник посвящался жене – Надежде Леонтьевне. Надо еще все обсудить. Не обязательно Вас загружать всеми заботами по работам в направлении развития фонда П. Э. Рикерта. Но без Ваших советов и направляющей руки не обойтись. К сожалению мне не удалось все обсудить будучи в Тагиле. Но объем работ только сейчас принимает осязаемые очертания. Немного сумбурный ответ. Утром перед работой. Простите за растрепанность мыслей. Уж очень обрадован Вашим посланием. Огромное спасибо А. А. Канонерову. Отвечу отдельно ему и В. А. Попову. Сердечный привет руководству музея, сотрудникам. С уважением к Вам, Ф. Рикерт.» От 31.10.2000 г. «Уважаемая Ольга Владимировна. Доброе утро. Искренне благодарен за принятое решение по публикации «Аметист» на страницах Вашего музейного сайта. Концепция раскрутки самостоятельной страницы у меня еще не сложилась. Многогранность материала грозит превратить все в бессистемную мешанину. На сайте же музея уже есть тройная канва, в которую могут ложиться новые страницы, логично вписывающиеся в ту или иную рубрику общей истории Н. Тагила и историю. Развития частных направлений: искусства, науки и краеведения, где все аспекты и грани деятельности П. Э. будут вполне уместны». От 22.11.2000 г. «Уважаемая Ольга Владимировна. Поздравляю с успешной публикаций. Искренняя благодарность Вам и всем участникам этой трудной работы. Посмотрел, впечатление хорошее. Дизайн строг и вместе с тем весьма высокого уровня. Спешу. Подробности в следующем письме. Сердечный привет всем, всем, всем… С уважением, Ф. Рикерт» Письма от Фридриха Павловича всегда были событием, в них находила многое – ответы на профессиональные и общечеловеческие вопросы, квалифицированные консультации. Доброту и понимание. Примером может служить письмо от 30.09.2000 г., которое можно назвать концептуальным, раскрывающим отношение сына к отцу: «…Очень жаль, что мне не представилась возможность дождаться открытия выставки «Рудознатцы каменного пояса». Уже сам процесс подготовки, который я немного наблюдал, оставил глубокое впечатление. Собрал все тагильские фотографии в маленький альбом, но их получилось около 50. На всех ростовчан, которым я показывал их, произвела буквально ошеломляющее впечатление невероятная масштабность музейной экспозиции, включающая совершенно уникальные экспонаты. За это время откопировал часть неопубликованных работ по минералогии П. Э. и выслал в Екатеринбург для первичного рецензирования геологу, кандидату наук Покровскому Михаилу Павловичу. Он племянник А. Г. Стромберга, с которым были хорошо знакомы по Тагиллагу и П. Э. и Б. В. Раушенбах. Работа специфична по своему первоначальному назначению. Она была задумана, как руководство по минералогии и кристаллографии для студентов педагогических ВУЗов и для работников краеведческих музеев. В институтах сейчас этот курс не читают. Во всяком случае в Тагильском, это вполне достоверно. На мой взгляд, ценность ее заключается в том, что она адаптирована именно к этой категории потенциальных слушателей и достаточна легка в усвоении довольно сложной дисциплины. Может быть целесообразнее с этими работами поступить также, как со статьей «Аметист»? Но у меня пока еще не исчезло намерение довести дело до публикации, хотя бы в Интернете, либо на Вашем сайте, либо с организацией самостоятельного сайта достаточно полным объемом публикуемого материала из наследия Пауля Эмильевича. Работа эта может потребовать немалого времени по причине своей многогранности и определенной технической сложности. … Все наработки в этом направлении мы сможем с Вами оперативно обсуждать путем общения по E-mail. Медленно формируется вообще фабула всего предполагаемого повествования о П. Э., как человеке достойно прожившим труднейший период ХХ века. Их сохранившихся писем вырисовывается немало подробностей, о которых я и не подозревал ранее. Обычная история в познании детьми деяний родителей. Кроме того, его многогранность мне кажется часто непознаваемой узкоспециализированным моим мышлением – технаря нашего времени, когда успехи в овладении миром машин отодвинули в нашем понимании значимость истории, философии, литературы на вторые планы. А время осознанных моих контактов с П. Э. было не так продолжительным, ведь с 1961 года я жил в Ростове-на-Дону и остались только контакты эпистолярного плана в письмах, которые, слава Богу, сохранились в значительной своей части. Большую помощь оказывают книги с воспоминаниями тагильчан, полученные от Вас и от М. Ф. Дистергефта. Я очень надеюсь, что найду в Вашем лице и сотрудников музея, помнящих Пауля Эмильевича, друзей и помощников в нашей совместной работе. Во всяком случае, первый опыт со статьей, на мой взгляд, можно считать удачным: из нее исключены как раз те места, которые в спешке подготовки материала я не убрал сам, и меня это тревожило. Во всяком случае, и в конечном, итоге, все представляющие для Вас интерес работы в оригинале (рукописные) будут направлены только Вам, в музей. … Все, что я увидел в работах Н-Тагильского музея-заповедника, вселяет очень много оптимизма. Сердечные привет Нине Дмитриевне и Эмме Николаевне, Татьяне Константиновне и всем, кто не пожалел времени и внимания для меня. С уважением и признательностью, Ф. Рикерт». Фридрих Павлович регулярно писал, как обстоит дело с работой над архивом отца, несмотря на то что был чрезвычайно загружен своей непосредственной работой. От 3.11.2000 г. «Добрый день, уважаемая Ольга Владимировна! Работа над дневниками займет некоторое время. Кроме набора на ПК надо еще сосканировать фотографии и попытаться их немного увеличить и исправить контрасты. Дневник 1948 года посвящен пребыванию на Полуденке (Археологический памятник, – прим. автора) в экспедиции под руководством Нины Павловны (Кипарисовой, – прим. автора). Фотографии выполнены фотоаппаратом с кадром 6 х 9 см контактной печатью без увеличения. Прямое ксерокопирование очень сильно искажает полутоновые снимки. Мне бы хотелось оставить копии для внуков П. Э. Согласен с Вами, что оригиналы должны попасть в Н.Тагильский музей. Надо только обсудить на сколько уместно помещение в фонды музея семейных документов с большой долей описания внутрисемейных отношений и подробностей. Хотя я понимаю, что история она и есть история. Она приемлет все без прикрас и купюр. Собственно говоря, вся работа и направлена на создание серии публикаций. Меня уже волнует медленный темп моей работы…. Вот и мы на предприятии очередную субботу и воскресенье будем работать. Так, что планы над рукописями П. Э. опять поломались. Все равно будем работать. С уважением, Ф. Рикерт» В переписке мы вновь и вновь обращались к личности Пауля Эмильевича, сумевшего сохранить в крайне трудных условиях волю, профессионализм, все то, что Фридрих Павлович называл «Человечностью»: От 01.11.2000 г. «… не могу судить о ценности для музея дневников, которые как воспоминания о летнем отдыхе семьи, посвящены жене – Надежде Леонтьевне Павловой. Но они содержат фрагменты интересных наблюдений, высоко эстетичных описаний окружающей природы, наряду с очень личными переживаниями свободной по духу личности, но скованной рамками Системы. В них нет и следа роптаний на тяжкую судьбу – только тень тревоги местами читается между строк. Но яркие картины отдыха в Черноисточинске, на Полуденке… прекрасно рисуют все богатство Тагильского окружения. Из дневников видно, что последующие находки и открытия интересных минералов, украшавших в последствии музейные экспозиции, и открытые неолитические стоянки – были логически предопределены незасыпающей наблюдательностью и духом Знатока Природы, Искателя, Исследователя…. На очереди: руководства по Минералогии, Кристаллографии, Кристаллохимии, Программа для краеведов, описание одной из музейных выставок, им подготовленной. Особый круг моих забот – 10 тетрадей (более 200 страниц) поэтического творчества периода 1938-1971 гг. (на русском и на немецком), в том числе перевод на немецкий «Царя Салтана» А. С. Пушкина…». Но наша переписка с Фридрихом Павловичем не ограничивалась обсуждением работы с архивом П. Э. Рикерта. Мы касались и семейных, и политических проблем. Фридриха Павловича волновали тяжелые судьбы советских немцев. Он оказывал большую помощь исследователям в подготовке публикаций на эту тему. В соавторстве с журналистом В. А. Сорокиной был написан очерк, посвященный П. Э. Рикерту, в тагильском многотомном издании «След на Земле». Он писал в письме от 14.12.2000 г. «Уважаемая Ольга Владимировна, еще один вопрос? Собираетесь ли Вы «раскручивать» на своем сайте скорбную тему Тагильского Гулага – трудармии? Я имею в виду ее иллюстративную часть с привлечением материалов М. В. Дистергефта. Читая последнюю работу Б. В. Раушенбаха, убеждаюсь в наличии даже среди участников событий тех прошлых лет совершенно разных взглядов на свои судьбы, опаленные военным временем. Конечно, небрежение к отдельной судьбе человеческой приводила к излишним жертвам и в тылу и на фронтах. Такова наша история почти во все времена, не только в советский период». Но, к сожалению, далеко не всем нашим планам суждено было сбыться… В сентябре 2003 г. ушел из жизни А. А. Канонеров, в том же 2003 г. я рассталась с музеем. Фридрих Павлович очень напряженно работал на основном месте работе. Но при этом он находил время для писем и для работы над архивом отца. Он живо интересовался всеми частными событиями тагильчан, в частности при нашей встрече с ним, которая состоялась в 2001 г. в Ростове-на Дону он подарил моему сынишке отличную удочку. В письмах он разделял мою радость по поводу рождения моей внуки Вероники, и после никогда не забывал поинтересоваться «как поживает Ваша девочка со цветочным именем?» Работа над архивом Пауля Эмильевича все же продолжалась, но несколько изменилась в связи с тем, что началось сотрудничество с Институтом минералогии УрО РАН в г. Миассе. С. С. Потапов поддержал Фридриха Павловича в стремлении раскрытия личности своего отца и его вклада в Уральскую минералогию. Прекрасная возможность для этого представилась в участии в чтениях, посвященных памяти В. О. Полякова. И эту возможность Фридрих Павлович реализовал в полной мере, участвуя в чтения в 2003 и 2004 гг. В 2004 г. письма Фридриха Павловича меняются – они становятся еще более лиричными и мечтательными… А ведь в 2004 г. Фридрих Павлович потерял брата Игоря, и у него самого было диагностировано тяжелое заболевание. Вот одно из осенних писем: «Добрый вечер, уважаемая Ольга Владимировна. Последние месяцы, да и весь 2004 год не настраивали на мажорный лад настроение души. Что делать! Жизнь дарит не только минуты радости и веселья. Целая серия утрат близких людей повлияла несколько и на мое собственное здоровье. Здравый смысл заставил отказаться от рискованного оперативного вмешательства. Удалось тем самым сохранить окружающий мир более приятно воспринимаемым, нежели из реанимационной палаты или вообще из иного измерения. Вот уже 8 недель идет тихая борьба точно не определенного недуга с волевыми усилиями и неудержимым стремлением к жизни и спокойствию моего окружения и семьи. Пока удается все балансировать и даже интенсивно работать…». В другом письме Фридрих Павлович с сожалением пишет: «Намеченные мной долгосрочные планы до 2007 года – 100-летия П. Э. стали эфемерной мечтой. Своим отказом от операции я уже отвоевал пять месяцев не очень уютной, но все же здравой и деятельной жизни. Сколько еще будет? Бог весть. Но во всяком случае удалось завершить многие неотложные земные дела, которые без меня не решались». Подводя итоги Фридрих Павлович в число этих дел, наряду с семейными вопросами жилья и трудоустройства младшей дочери, производственными проблемами, включает публикации статей в сборнике чтений, посвященных В. О. Полякову и приобретение картины Г. А. Горелова «Полярный Урал» для передачи в один из музеев города Нижний Тагил. Письма Фридриха Павловича стали приходить все реже, и были они все короче. Потом ручеек писем совсем иссяк. И в феврале 2005 г. пришло известие о его кончине. На 9 дней мы, тагильчане – вдова брата Игоря Ирина Афанасьевна Рикерт, журналист Вера Александровна Сорокина и я, – собрались помянуть Фридриха Павловича. И тогда я еще раз поняла, какую счастливую возможность предоставила мне судьба, позволив общаться и работать с этим незауряднейшим человеком, главным свойством которого было благородство души, которое делало все, чем он занимался, положительным и значимым. Высокий стиль его писем не был литературным приемом – высокий стиль был состоянием его души.

Литература

 1. Рикерт Ф. П. П. Э. Рикерт – химик, минералог, краевед (штрихи к портрету в воспоминаниях сына) // Четвертые всероссийские научные чтения памяти ильменского минералога В. О. Полякова / Под ред. С. С. Потапова, Н. В. Паршиной, Л. А. Буториной. Миасс: ИМин УрО РАН, 2003. С. 116-120.

2. Рикерт Ф. П. Отражение в вечности // Пятые всероссийские научные чтения памяти ильменского минералога В. О. Полякова / Под ред. С. С. Потапова, Н. В. Паршиной, Л. А. Буториной. Миасс: ИМин УрО РАН, 2004. С. 97-106.

3. Рикерт Ф. П. Памятные встречи // Тагильский краевед № 17: рукописный журнал краеведческого клуба / Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал». Н.-Тагил, 2005. С. 131-134.

4. Сорокина В. А., Рикерт Ф. П. Уральский амулет // След на земле / Ред.-сост. Д. В. Вендер. Екатеринбург: СВ-1996, 2003. С. 235-241.

Краткий именной указатель

Бадер Отто Николаевич (1903-1980 гг.), профессор, доктор исторических наук. В 1922 г. поступает на факультет общественных наук Московского университета, после окончания которого начинает работать в должности научного сотрудника Института антропологии при МГУ. По совместительству работает ученым специалистом по археологии в Музейном отделе Главнауки Народного комиссариата просвещения. В 1937 г. присвоена ученая степень кандидата исторических наук без защиты диссертации. В первые годы Великой Отечественной войны О. Н. Бадер уходит добровольцем в московское ополчение, но уже в декабре его высылают на Урал. С февраля 1942 г. мобилизован и направлен в стройотряд № 1874 Тагиллага НКВД. Научный опыт и великолепные популяризаторские способности позволили ему быстро влиться в коллектив Нижнетагильского краеведческого музея, с которым начинает сотрудничать с 1943 г. По просьбе директора музея Н. Н. Грушиной он был откомандирован из стройотряда на лето 1944 г. руководителем археологической экспедиции Полуденской стоянки. Работы проводились в течение двух лет.

Боташева Елизавета Васильевна (1900-1982 гг.), заведующая научно-краеведческой библиотекой Нижнетагилького музея с 1933 по 1958 гг. Внесла огромный вклад в комплектование научной библиотеки музея, была активным пропагандистом краеведческих знаний. Будучи библиотекарем встречалась и оказывала активную помощь писателям А. П. Бондину, П. П. Бажову, И. Л. Андронникову, академику В. В. Данилевскому. Е. В. Боташева сделала ряд научных открытий и находок, в частности – знаменитые письма Карамзиных, рассказывающие о последних неделях жизни А. С. Пушкина.

Брюсов Александр Яковлевич, советский археолог, доктор исторических наук (1943 г.). Брат В. Я. Брюсова. Специалист по истории племен Европейской части СССР в эпохи неолита и бронзы. Проводил археологические раскопки в Тагильском районе в 1950-е гг. Грюнер Наталья Максовна (1910-1972 гг.), заведующая отделом природы Нижнетагильского краеведческого музея. Окончила биологический факультет Ленинградского государственного университета. В 1952 г. создала экспозицию, в основу которой был положен ландшафтный метод, ставший образом построения для отделов природы музеев страны. Действительный член географического общества. Многие десятилетия посвятила ботаническим исследованиям Среднего Урала.

Гуськова Татьяна Константиновна, 1926 г. р. В 1951 г. окончила исторический факультет Уральского государственного университета. Доктор исторический наук, доцент Нижнетагильской государственной педагогической академии. В 1955-1970 гг. работала в Нижнетагильском музее старшим научным сотрудником. Автор многочисленных экспозиций и исследовательских работ. Демидов Павел Николаевич (1798-1840 гг.), действительный статский советник, егермейстер, камергер. Заводовладелец. Основатель «Музеума естественной истории и древностей» в Нижнем Тагиле (в настоящее время Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»), учредитель Демидовской премии, назначавшейся Академией наук в 1832-1865 гг.

Дистергефт Михаил Вильгельмович (1921-2005 гг.), тагильский график, член Союза художников России, лауреат премии губернатора Свердловской области. Провел детство в Ленинграде. Великая Отечественная война застала его на службе в армии. Участвовал в обороне Москвы, затем был переведен в стройбат, но вскоре по национальному признаку «мобилизован» на Урал, в угольную промышленность. Но творческая его судьба сложилась. В 1945 г. состоялась первая выставка акварелей. С тех пор выставок было много. В 1990-е гг. создал графическую серию «В те годы», посвященную событиям 1940-х гг., трудармейцам Тагиллага.

Канонеров Александр Анатольевич (1955-2003 гг.). В 1974 г. окончил Исовский геологоразведочный техникум. С этого времени сотрудничал с Нижнетагильским музеем – вносил значительный вклад в комплектование коллекции и выставочную деятельность музея. С 1997 г. – научный сотрудник отдела природы музея-заповедника.

Кипарисова Нина Павловна (1900-1958 гг.). Училась в Ленинградском археологическом институте, затем в Ленинградском университете, который закончила в 1924 г. С 1938 г. работала в Ленинграде – в Институте истории материальной культуры АН СССР. Затем перешла в Государственный Эрмитаж. Во время Великой Отечественной войны вместе с другими работниками Эрмитажа участвовала в охране и эвакуации его коллекций. После войны приезжает в г. Нижний Тагил, где в 1946-1955 гг. работала в Нижнетагильском музее в должности заведующей историческим отделом, заведующей отделом социалистического строительства, руководителем и участником археологических экспедиций.

Овечкина Эмма Николаевна, заведующая краеведческой библиотекой Нижнетагильского музея-заповедника в 1980-1990 гг., внесла большой вклад в комплектование библиотеки и работу краеведческого клуба, один из инициаторов создания рукописного журнала «Тагильский краевед». Раушенбах Вера Михайловна, археолог Государственного исторического музея, жена академика Б. В. Раушенбаха.В 1950-е гг. проводила археологические раскопки в Нижнетагильском крае, автор многочисленных монографий.

Рикерт (Halpern P. E.) Пауль Эмильевич (1907-1971гг.). Родился в Берлине, доктор философии – химии Берлинского университета, минералог, эмигрировал с СССР, УНИХим Свердловск (1934-1937 гг.), репрессирован (1937-1940 гг.), Хромпик (1940-1942 гг.), Тагилстрой (1942-1950 гг.), педагогическая деятельность (1950-1971 гг.); краеведческая деятельность, археология и минералогия Тагильскго района (1946-1971 гг.)

Россадович Амалия Иосифовна (1913-1994 гг.). Родилась в Германии. С 1924 г. проживала в городе Днепропетровск. После окончания педагогического техникума работала учительницей. В 1934 г. поступила на исторический факультет Киевского государственного университета, после окончания которого была принята в аспирантуру к профессору Л. М. Славину. Работа над диссертацией была прервана войной. Работала военным переводчиком, в 1945 г. возвращается в Киев, участвует в работе по восстановлению исторического музея. Война антисемитизма 1952 г. прервала ее работу. Амалия Иосифовна переехала к мужу Якову Васильевичу Генку, который в июле 1941 г. был отправлен в г. Нижний Тагил для работы в трудармии. А. И. Россадович преподавала в школах города и активно сотрудничала с Нижнетагильским музеем. Была руководителем экспедиций, исследовавших памятники археологии от эпохи неолита до металлургических заводов XVII-XVIII вв. Саматова Анна Акимовна (1900-1972 гг.), директор Нижнетагильского краеведческого музея с 1937 по 1942 гг. и с 1946 по 1968 гг. начала работать в музее с 1934 г. сотрудником отдела природы. По ее инициативе были созданы литературные филиалы краеведческого музея: музей-квартира А. П. Бондина и музея Д. Н. Мамина-Сибиряка. Чудинова Нина Дмитриевна, 1946 г. р. окончила геолого-географический факультет Томского государственного университета по специальности геохимия. С 1978 г. по настоящее время работает зав. отделом природы Нижнетагильского музея. Автор многочисленных выставок, внесла большой вклад в комплектование коллекций, ежегодно проводя экспедиции.