Блог
А. А. Каздым
ВСПОМИНАЯ ОБ УРАЛЬСКИХ ГОРАХ
А. А. Каздым
ВСПОМИНАЯ ОБ УРАЛЬСКИХ ГОРАХ
Интересное это дело – читать старые полевые дневники и путевые заметки. За многие годы что-то забывается, стирается из памяти, а открыл дневник в потертой обложке, с потрепанными краями страниц, сразу возникают воспоминания… Раздавленный комар, какой-то стебелек, замазанный глиной лист (явная попытка установить цвет). Записи, сделанные карандашом иногда почти стерлись, почерк торопливый, не всегда разборчивый… Мое первое знакомство с Уралом – это события 20-летней давности. В 1985 г. я, в очередной раз бросив институт, устроился работать в ИГЕМ, и чтобы поскорее свалить из надоевшей Москвы, в середине мая (а точнее, 14 мая) поехал сопровождающим машины в Северный Казахстан, в Кустанайскую область. Да этого у меня уже был некоторый опыт полевых работ – работал с геофизиками на Балтийском море, сплавлялся по рекам и озерам Карелии, отработал полевой сезон в Хакассии, а потом, сопровождая машину на базу ВИМСа, проехал всю Южную Сибирь – от Абакана до Кокчетава. Однако Уральских гор никогда не видел и мне, коренному москвичу, типичному горожанину все было внове. Ну, Башкирские степи и Предуралье не произвели нового сильного впечатления, тем более в 1983 г. я насмотрелся на сопки и степи Хакассии и степи Сибири… А вот когда машина стала карабкаться вверх и вверх по трассе, вот тогда я был поражен в первый раз. Урал просто очаровал, покрытые лесом горы, и рассекающая, пробитая между ними дорога, отвесные многометровые обрывы, а в долинах кажущиеся игрушечными домики городов и поселков. Особенно запомнился перевал около Сима… Груженный под завязку экспедиционным барахлом, с двумя полными двухсотлитровыми бочками и кучей канистр бензина (про запас!), ГАЗ-52, натужно ревя и перегреваясь, на второй передаче вползал на перевал. Шофер тихо матерился и нервно курил, проклиная горы, перевалы и все экспедиции вместе взятые… Правда, настроение его резко улучшилось, когда перевал был преодолен и вниз можно было ехать на холостом ходу.. Второе впечатление – это географическая граница Европы и Азии. Ну как же можно одной ногой стоять в Европе, а другой – в Азии?! Сама граница правда, не оставила должного впечатления, а оказалась всего-навсего довольно ржавым простреленным щитом, на котором было начертано на одной стороне «Европа», а на другой «Азия» (рис.). Но фотография осталась, как же на память–то и не сфотографироваться. Долго после этого в Москве хвастался…. Дальше была трасса через хребет, далекие озера, тайга на склонах, Челябинск, Троицк, Кустанай…
Второй раз я уже поехал на Урал в поле, в августе 1986 г., правда, через Северный Казахстан и отработав месяц на Тиманском Кряже, в Коми. Прилетел в Кустанай, оттуда под Лисаковск, а потом с отрядом на машине в Екатеринбург (тогда еще Свердловск). В дневнике написано «..Новоильиновка – Рудный – Комсомолец – Троицк – Южноуральск – ночевка не доезжая км 25 от Челябинска… Весь день моросит дождь, холодно… Потом Верхний Уфалей – Сысерь – Свердловск…». Далее события развивались не по плану, так как бензина было в обрез (начало перестройки!) и, оставив машину в Свердловске под охраной шофера и поварихи, я со своим начальником поехал на поезде в Североуральск. Яркое впечатление от ночной поездки – огни слева, на склонах Уральского хребта и полная темнота справа, на Западно-Сибирской низменности. От Североуральска в Волчанск, из Волчанска – в Карпинск, из Карпинска – в поселок Веселовка. Работали в основном на кернохранилище, работа скучная, рутинная – ящик вынул, керн описал, все записал, ящик поставил на место, и так весь день… Моросил дождь, сыро, холодно. Потом поехали в Ивдель, там машиной от ГРП в Полуночное, карьер, работа на кернохранилище, а через недельку с помощью местных геологов машиной обратно уже через Краснотурьинск приехали в Серов, и поездом – в Свердловск. Такие поездки, конечно впечатляют, каждый день новые места, но и устаешь от впечатлений, не успеваешь присмотреться, а уже на новое место… И снова дорога, уральская тайга, горы, перевалы…. Удалось все-таки по Уральским горам поездить – от Южно-Уральска до Ивделя, по всему хребту почти! От Свердловска уже на машине через Касли, Кыштым, Аргаяш и через Челябинск поехали в район Бакала, в поселок Рудничный на сидеритовые руды. Лагерь разбили в леске, км в 3 от поселка… Впечатление третье – раннее утро, синие горы в дымке и клубящийся туман в долине… Вот это я запомнил навсегда… Слайды, к сожалению, давно потеряны, негативы тоже, а фотографий найти так и не удалось, но в памяти осталось… Погода особо не баловала, чаще всего моросящий дождик, сыро, холодно, и постоянные утренние туманы… Помнится, именно там впервые в жизни воспользовался гужевым транспортом – после работы какой-то местный мужичок подбросил на телеге по дороге к лагерю… Потом поехали в Магнитогорск (это уже начало сентября), оз. Банное (по преданию там Стенька Разин свою рать купал), Чебачье, Соленое… Помню по ночам с фонариком раков ловили… Сентябрь, и леса стали вспыхивать (как это не тривиально звучит) разными красками – желтая береза, красная осина, темно-зеленые ели.. Погода великолепная, яркое солнце, настоящее «бабье лето»…
Потом работал в Магадане, в Казахстане (на Мангышлаке), в Средней Азии, на Памире, в Европейской части России, и как-то до Урала добраться не получалось.. Но, начиная с 2001 г., стал сотрудничать с Музеем-заповедником «Аркаим», и по крайне мере на Южном Урале, стал бывать каждый год. В том же 2001 г. впервые поехал на Урал зимой, в Миасс, на семинар «Минералогия техногенеза-2001», посмотрел на заснеженный Ильмен-Тау. В 2003 г. удалось забраться на Ильмен-Тау, на смотровую вышку, и вот это было здорово! Как на ладони – бескрайняя тайга (с вырубками и гарями, однако…), далекие поселки… Не говоря уже о хорошем и бодрящем марш-броске вверх, после сердечной встречи и небольших посиделок с Сергеем Потаповым. Со мной были четыре студентки, и думаю, что и у них впечатлений также было достаточно, тем более потом последовало купание в Ильменском озере. И еще одно воспоминание, – когда в 1985 г. подъезжали к Троицку, не доезжая немного, был террикон, я его хорошо запомнил, он издалека был виден, я уж не помню, что там добывали, и ночевали мы в леске, метрах в 300 от дороги. А в 2003 г. с Аркаима ехали через Троицк в Челябинск той же дорогой, и я узнал, увидел тот же террикон, правда уже заросший зеленой травой… Узнал и лесок в стороне, и ту грунтовку через поле (а может и не она, показалась…). Такое ощущение, что встретил старого, хорошего знакомого, с которым не виделся много лет… Сопки Южного Урала и уральские и зауральские степи, степи, которые я безумно люблю (10 сезонов отработал в степях и пустынях), чистые степные речушки с кувшинками и кубышками, ветер на сопках, раздолье, тихие березовые колки… А главное простор, и пусть жара, марево над сопками и долинами, желтая, выгоревшая на беспощадном солнце степь, но запах, запах пыли и полыни, курганы, с неизменными сурками-сторожами на вершине, ветер, несущий какие-то странные воспоминая, возникающие из глубин подсознания… Вот-вот покажется всадник с изогнутым луком, или промчится конница, тревожа степь…..А в сумерках, когда солнце уже скрылось за сопку и степь освещают красноватые, подсвеченные заходящим солнцем облака, в полумраке видятся молчаливые темные фигуры на лошадях, моментально появляющиеся и так же моментально исчезающие… А ночью… Черное звездное небо, а в августе еще и метеоритный поток Леониды, вспыхивающие в черном небе сгорающие метеоры… Вот такие воспоминания… Пишите, друзья, ведите путевые заметки, отмечайте на картах те города, поселки, реки и горы, на которых были. Через много лет вспомнится что-то хорошее (плохое забывается), посмотрите на потрепанную карту со стершимися значками, и вновь увидите палатки, горы, тайгу, услышите звон вездесущих комаров, вспомните километры дорог и троп… И как-то плечи снова заболят от тяжести рюкзака и ноги загудят при воспоминании о маршрутах, а старые фотографии (к сожалению не все сохранились, и негативов не осталось), еще больше освежат воспоминания. И пусть пройдет много лет, первые впечатления о посещении Уральских гор, тайги и степей, да и любых гор и степей, рек и озер, городов и поселков, тайги и пустыни останутся в памяти навсегда…