А. А. Каздым

МИНЕРАЛОГИЯ ТЕХНОГЕНЕЗА В КУРСЕ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗов


МИНЕРАЛОГИЯ ТЕХНОГЕНЕЗА В КУРСЕ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗов

В настоящее время геологические науки переживают тяжелые времена. Практически полный развал геологии на местах, ликвидация ГРП, геологических баз и различных смежных организаций, к сожалению, отодвинули отечественную, российскую геологию далеко назад. В большинстве случаев развиваются только «деньгоемкие отрасли», добыча нефти, газа, бокситов, никеля, золота, т. е. того, что можно быстро и дорого продать. Разведка новых месторождений как таковая практически не ведется, разрабатываются те месторождения, разведка которых проводилась еще при советской власти. Поэтому, конечно упал и интерес к геологии у поступающих в вузы, тем более, что в ряде случаев, курсы геологических наук становятся урезанными, часы снимаются и раздаются на «перспективные специальности» – политологию, социологию, менеджмент. Особенно это касается таких весьма нужных для геолога специальностей, как кристаллография, кристаллооптика, петрография, геохимия. Это связано еще и с тем, что, количество специалистов в этой области резко уменьшается, и просто некому преподавать, так как молодежь весьма неохотно идет на нищенскую зарплату преподавателя. И их можно понять… Им наиболее интересны такие специальности как, например геммология (ну а какая может быть геммология без знания минералогии и кристаллооптики?). Какой может быть интерес к рудной геологии, к исследовательской работе в области геологического картирования, петрографии? Где потом молодой специалист сможет найти себе работы по выбранной специальности? Тем более, двухступенчатое образование (бакалавр+магистр) еще больше усугубляет некачественность образования, так как магистратура, подразумевающая под собой специализацию геолога в настоящее время все менее доступна из-за отсутствия бюджетного финансирования и перевод на коммерческие рельсы, а четырехлетний курс бакалаврата серьезного образования не дает. Кроме того, геологическая практика студентов, особенно производственная, также находится в угрожающем состоянии. Администрация вузов часто либо не в состоянии, либо просто не желает оплачивать учебную и производственную практику. Для студентов из Челябинска, Екатеринбурга, Миасса, Перми, с практикой проще, – Урал под боком, а как быть москвичам, ленинградцам; в основном практика студентов-геологов была в Крыму, но сейчас и это под угрозой. Например, студенты-геологи из РУДН теперь ездят на практику под Сочи, в Хосту. Хорошего в этом мало, так как это не Крым, достаточно хорошо изученный, с уже определенными студенческими маршрутами, и, кроме того, геология в данном районе другая… А практика, например на подмосковных карьерах также весьма и весьма условна. Увидеть можно разве что известняки карбона с фауной, гжельские глины, черные глины юры, фосфоритовые руды под Воскресенском, да четвертичные валунные глины, суглинки и пески. Тем более большинство карьеров уже заброшено и частично затоплено… А производственную практику большинство студентов проходят уже много лет на Михайловском ГОКе КМА или в Гае, на сульфидном месторождении. Возможность найти работу по геологическим специальностям практически нереальна, остается только работа в НИИ и академических институтах, многие из которых находятся под угрозой сокращения или полного закрытия, тем более зарплата молодого специалиста там редко превышает 1500 (!!!) рублей. Поэтому возникает вопрос: а может создавать специальности, которые смогут быть востребованы в дальнейшем, специальности которые смогут принести реальную пользу не только вузам, институтам, но государству, всему населению России. В настоящее время созданы различные специализации по геоэкологии, геологической геохимии, однако, либо эти специализации близки к геохимическим или инженерно-геологическим исследованиям, либо не отражают настоящего момента. На территории России и всего мира находится огромное количество отвалов, шахт, карьеров, золо- и шлакоотвалов, шламохранилищ, которые либо зарастают травой, либо пылят, размываются, разрушаются, часто отравляя и без того загрязненную атмосферу. Однако изучение этих техногенных отложений, вероятно, способно дать новую пищу для умов, и работу специалистам. Геологи мало интересуются отвалами, а зря.. Во-первых это полигоны для самых различных процессов от гипергенеза до диагенеза. Во-вторых, это хранилища сырья, до сих пор неиспользуемого, или редко используемого [2]. Кто и как изучает эти отвалы? Нами уже отмечалось, что подготовка специалистов в такой интереснейшей области как «Минералогия техногенеза» практически отсутствует. Это удел одиночек или небольших групп исследователей [1]. Кроме того, в настоящее время достаточно широко естественные методы применяются, например, в археологии, и многие археологи заинтересованы в привлечении именно геологов, геохимиков, геологов-рудников, минералогов, петрографов в исследовании поселений, курганов, керамики, артефактов. Направление «Археометрика», где собраны самые различные естественнонаучные методы, применяемые в археологии, широко используются в западной археологии. В России, в большинстве случае подобные методы мало применяется, и не оттого, что нет возможности для исследований, а в отсутствии специалистов. Профессиональные геологи крайне редко, а часто и с большой неохотой занимаются исследованием археологических объектов. Однако созданы новые направления и в России – геоархеология, археологическая минералогия, археологическое почвоведение. Однако опять это удел одиночек или небольших групп. Студентов по данным специальностям не готовят, и все зависит от научного руководителя, чтобы он смог так повернуть тему, чтобы и звучала научно, и, претензий не было со стороны деканатского начальства и администрации, и чтобы студентам было интересно работать. Какие основные специальности и курсы можно было бы ввести в вузах, хотя бы факультативно?

1. Обзорный курс «Техногенное воздействие на геосферу».

2. «Техногенный литогенез».

3. «Техногенный минералогенез», включающий в себя курсы «Техногенные минералы» и «Техногенные горные породы».

4. «Техногенная геохимия».

5. «Техногенная геоморфология и ландшафтоведение».

6. «Археологическая геология и археологическая минералогия».

7. «Палеоэкология древних сообществ».

8. «Археологическое почвоведение».

9. «Антропогенно-измененные почвы» (курс «Городские почвы» читается на почвенном факультете МГУ).

10. «Техногенные грунты» (преподается магистрам на экологическом факультете РУДН).

11. «Техногенное сырье и возможности его использования в промышленности и строительстве».

12. «Биоминералогия человека» («Хьюменминералогия»).

13. «Утилизация техногенных отходов».

14. «Геоэкологические аспекты техногенеза».

Основные идеи такого рода направлений были освещены в докладах и сборниках «Минералогия техногенеза» в Миассе, «Научных чтениях памяти П. Н. Чирвинского» в Перми, на «Сергеевских чтениях» в Москве в 2005 г. («Инженерно-геологические и геоэкологические проблемы утилизации и захоронения отходов»), на семинаре «Археоминералогия» в Сыктывкаре в 2005 г. Хотелось бы узнать от коллег, сотрудников и преподавателей геологических специальностей вузов, университетов, горных институтов, есть-ли какие-нибудь близкие к таким специальностям направления? Было интересно обменяться мнением и, естественно, наладить контакты. E-mail: kazdym@mail.ru

Литература

1. Каздым А. А. Техногенез и минералогия техногенеза – проблемы и перспективы // Минералогия техногенеза-2004. Миасс: ИМин УрО РАН, 2004. С. 201-208.

2. Харитонов Т. В. Первые техногенные месторождения Пермской области // Научные чтения памяти П. Н. Чирвинского. Проблемы минералогии, петрографии и металлогении. Пермь: ПГУ, 2005. Вып. 8. С. 228-237.