Потапов С.С., Халяева О.В.

Камни и судьбы


Майским днем 2004 г. один из авторов получил письмо от Ф. П. Рикерта – сына известного на Урале химика, минералога, краеведа П. Э. Рикерта [1, 2]. Воспользовавшись несколькими праздничными днями, Ф. П. Рикерт написал письмо и вместе с ним прислал “маленький подарок” – фотографию среза уральского камня (см. рис. 1 на цветной вкладке). История камня началась давно, видимо, еще в конце 50-х – начале 60-х гг. Тогда П. Э. Рикерт сам часто выезжал в горно-таежные уголки Нижне-Тагильского края в поисках минералов и приобщал к этому школьников – юных краеведов. Но этот камень подарил ему художник – каменных дел Мастер В. Н. Лутошлив. А нашел его в Асбесте на знаменитом Баженовском месторождении то ли сам, то ли кто-то из его многочисленных воспитанников-школьников. Кроме того, что летом дети ходили в походы и собирали камни, зимой при дворце пионеров они занимались обработкой собранного материала. Так камень был распилен и обнаружил на срезе удивительную картину, правдоподобностью которой восхищался не один человек. Сейчас этот камень перешел от отца к сыну и находится на рабочем столе Ф. П. Рикерта. Свет лампы падает сверху, имитируя солнце, освещая всю эту реалистичную, но в то же время и фантастическую картину, вдохновляя хозяина на романтические воспоминания. И вот что он в связи с этим пишет: ”Не мне одному приходилось наблюдать подобное в горах выше линии альпийских лугов, где начинается царство ветра, холода, льда, снега, камней. Мне кажется, я видел нечто подобное и ранее, вероятно в одном из походов по Кавказу… Преодолев очередной горный перевал, мы сбросили тяжелые рюкзаки и, укрывшись от пронзительного ветра, смотрели на предстоящий путь. Внизу открывалась новая долина с невысокой грядой, за которой было полувысохшее русло ледникового ложа, прикрытое легким туманом или облаком, прорвавшимся справа и струящимся по этому руслу. В тени первой маленькой гряды виднелся снег и лед, а еще ниже просматривалась зелень мхов и каких-то стелющихся растений. Главная облачность была далеко внизу. Яркое солнце объемно рисовало рельеф горного пейзажа, подчеркивая контраст света и тени неприветливых нагромождений царства камня. Горы почти вертикально обрывались в долину неприступной стеной. Однако вдоль этой стены тянулась хорошо заметная освещенная солнцем дорога. Она огибала утес и снова появлялась на склонах отдаленных отрогов, показывая путь к перевалу и дальнейшую дорогу к теплому морю. Оставалось решить, как добраться до этой дороги. Мы были в походе уже семь дней. С нами были и маленькие дети. Моей дочке было 13 лет. Самому младшему из детей было всего 6 лет. Надо было выбирать путь короче. Многие уже устали и идти напролом, преодолевая еще один ледник, видневшийся наверху вдали, совсем не хотелось. Дорога была спасительной и желанной. Но она проходила на высоте порядка 800 м над ложем долины, и прямых подходов к ней не было видно. Пришлось спускаться в долину и еще целый день двигаться к перевалу. К счастью, язык ледника обрывался в седловине и мы, преодолевая вброд холодные потоки прозрачной воды, выбрались на тропу к вечеру… Судьба хранила нас…”. Однажды этот камень, а по виду на фотоизображении он похож на серпентинит, а по-простому – на змеевик, попался на глаза нижне-тагильскому художнику Геннадию Александровичу Горелову и вдохновил его написать картину (см. рис. 2, 3 на цветной вкладке), сюжет которой подсказал природный рисунок камня – с зелеными горами, с глубокой долиной, по которой течет бурная река. Только, чтобы оживить пейзаж, художник нарисовал еще маленький красный вертолет. И художник, наш уральский, наш земляк – родом из г. Копейска Челябинской области, оказался самобытным, редким, особливым, – каких мало. Его творческая судьба перед нами как на ладони. В родном Копейске Г. А. Горелов получил среднее образование. После службы в армии в 1961 г. вновь вернулся в Копейск, где работал в художественной мастерской фабрики бытового обслуживания, с 1963 г. – в художественно-производственных мастерских Челябинского отделения художественного фонда. В 1965 г. поступил в Уральское училище прикладного искусства в г. Нижний Тагил и в 1968 г. закончил его. Сразу же был приглашен в училище на должность преподавателя спецдисциплин, где проработал почти восемь лет. В 1976 г. пришел на работу в художественно-производственные мастерские Нижнетагильского отделения художественного фонда России. Член Союза художников с 1989 г. С 1960-х годов участвует в выставочной деятельности. Наиболее значимые выставки, в которых участвовал Г. А. Горелов: 1964 г. – 1-я зональная выставка «Урал социалистический», Свердловск. 1969 г. – 3-я зональная выставка «Урал социалистический», Челябинск. 1974 г. – 4-я зональная выставка «Урал социалистический», Уфа. 1975 г. – Отчет Свердловских художников в Ленинграде. 1979 г. – 5-я зональная выставка «Урал социалистический», Тюмень. 1981 г. – Республиканская выставка «По родной стране». 1985 г. – 6-я зональная выставка «Урал социалистический» Свердловск. 1987 г. – Отчет свердловских художников в Москве. Произведения Г. А. Горелова находятся в Нижнетагильском музее изобразительных искусств, Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал», Екатеринбургском историко-краеведческом музее. Они приобретены республиканским правлением Союза художников России и многими частными собирателями и коллекционерами. Стиль, созданный Г. А. Гореловым, настолько оригинален, что хочется назвать его геологическим или минералогическим реализмом. То ли уральская природа, то ли врожденная любовь к камню, к горам, к родной уральской природе сделали пристрастия художника Г. А. Горелова необычными – он рисует камни, минералы, горы, горные разработки и свой родной уральский край в антураже масштабного горного промысла. Художник работает в «горной» тематике уже давно, исходив немало рудников и шахт Урала. В его архиве десятки, сотни рисунков и этюдных набросков, в центре внимания красота минералов, столь чудно созданных природой. Многообразие форм, палитры, рисунков самоцветов кажется легко перенесено на картон, их узорочье, как мозаика, нанизана на поверхность. Именно этим привлекают его произведения, такие как «Мурзинский пояс» (1996 г.) и «Под знаком Весов» (1996-1997 гг.) Автор гиперболизирует мощь рудного края в триптихе «Урал» (1974 г.), условно передавая его богатства, концентрируя их в данном месте и передавая в виде нагромождения самоцветных и рудных пирамид, а деятельность человека в виде гигантских заводов и рудников. Стиль художника был замечен на 4-й зональной выставке в Уфе в 1974 г., а позже на отчетной выставке уральских художников в Ленинграде. В этой же манере написана впечатляющая картина родного города Нижнего Тагила. Хотя картина носит обобщающее название «Край рудный» 1979 г. Вот так невзрачный изначально камень вдохновил одного творческого человека на романтические воспоминания, а другого – на написание картины горной страны, не существующей в природе…

Литература

1. Чудинова Н. Д. Рикерт Пауль Эмильевич (1907-1971 гг.) // Четвертые всероссийские научные чтения памяти ильменского минералога В.О.Полякова / Под ред. С. С.Потапова, Н. В.Паршиной, Л. А.Буториной. Миасс: ИМин УрО РАН, 2003. С. 111-116.

2. Рикерт Ф. П. П. Э.Рикерт – химик, минералог, краевед (штрихи к портрету в воспоминаниях сына) // Четвертые всероссийские научные чтения памяти ильменского минералога В. О. Полякова / Под ред. С. С. Потапова, Н. В. Паршиной, Л. А. Буториной. Миасс: ИМин УрО РАН, 2003. С. 116-120.

Подрисуночные подписи уже включены к рисункам на цветной вклейке.

Рис. 1. Полированный срез уральского серпентинита.

Рис. 2. Картина Г. А. Горелова, вдохновленного рисунком на камне.

Рис. 3. Художник Г. А. Горелов у своей картины ”Полярный Урал”.