Самарин А.В., Теленков О.С.
Организации дистанционного образования детей с ограниченными возможностями


Дистанционное обучение, широко используемое в других странах, для России в силу её географических особенностей является особенно актуальным. Важен этот способ передачи и приобретения знаний и для тех учащихся, которые испытывают психологическую напряженность в связи с какими-либо индивидуальными особенностями, реальными или мнимыми. К сожалению, не уменьшается количество детей, неспособных в силу своих физических возможностей систематически посещать учебные занятия. Зачастую все эти дети или выпадают из поля зрения школ или, чаще всего, в силу ограниченных возможностей передвижения или удалённости проживания не могут получить своевременную помощь, совет или разъяснение педагога и, будучи не способны самостоятельно справиться с программой общеобразовательной школы, бросают учёбу.

Применение методик дистанционного обучения для обучения детей, нуждающихся в образовательных услугах, но не имеющих возможности воспользоваться ими в традиционном варианте, не только отвечает требованиям информационного общества XXI века, но и позволяет организовать учебный процесс с учетом личностных особенностей и образовательных потребностей и интересов личности ребёнка.

Использование современных технологий для обучения этой группы детей во многом будет способствовать получению качественного образования любым ребёнком независимо от состояния здоровья в любой точке географического пространства.

Сегодня в нашей стране применяется несколько типов или способов дистанционного обучения: кейсовая, когда обучающемуся высылается пакет (кейс) программ, заданий и тестов; технология, использующая электронную почту (E-mail) для обеспечения двусторонней связи в процессе обучения и Web-CD технологии, когда обучающийся пользуется готовыми Интернет-ресурсами и обучающими программами на CD-дисках.

В последние годы, в связи с увеличением количества пользователей с широкополосным доступом в Сеть, в дистанционном обучении всё больше начинают использоваться телекоммуникационные и мультимедийные технологии. Данные технологии используются в практике школы № 22 более года.

Предварительные результаты нашей работы показывают, что вполне реальным является осуществление полноценного обучения в городе всех детей с ограниченными возможностями с использованием дистанционных форм в комплексе с принятой на сегодня практикой работ.

Технологической основой деятельности школы в этом направлении являются разработки Института минералогии УрО РАН в области дистанционного образования. На настоящий момент в школе уже реализован ряд мероприятий, связанных с внедрением дистанционных форм обучения и информационного взаимодействия участников образовательного процесса:

  • некоторые профильные аудитории (информатики, русского языка и литературы, истории, географии) оснащены всем необходимым оборудованием, обеспечивающим видеотрансляцию уроков в распределенной городской сети вещания;
  • организован творческий коллектив из числа учеников старших классов, силами которого на школьном сайте публикуется электронная версия школьной газеты и организовано периодическое вещание интернет-радио из специально оборудованной студии;
  • В результате проведенных осенью-весной 2006-2007 учебного года уроков с участием одного из учеников с ограниченными возможностями посещения занятий, были апробированы следующие технологии дистанционного обучения:
    1. Устное изложение учителем программного материала урока (доклад) с прямой трансляцией изображения и звука из учебного кабинета школы с обычного урока.
    2. Трансляция в видеопотоке изображения рабочего стола ПК преподавателя, для обеспечения контекстной презентации учебного материала в учебном кабинете и для удаленных слушателей одновременно.
    3. Видео-голосовое общение обучающегося с учителем (вопросы по ходу урока, элементы беседы).
    4. Выполнение в ходе урока письменных ответов обучающимся по заданиям учителя с использованием системы обмена мгновенными сообщениями и проверкой их преподавателем с комментариями.
    5. Выполнение обучающимся графических работ с их демонстрацией учителю посредством просмотра трансляции рабочего стола ученика.
    6. Видеоотчёт обучающегося о проделанной работе по теме домашнего задания.
    7. Анализ учителем письменной работы обучающегося, присланной по электронной почте.

Используя сеть Интернет и локальную внутреннюю сеть, а также аппаратно-программное оборудование рабочего места учителя (проекционное устройство, компьютер, монитор, вебкамеру с микрофоном, клавиатуру и манипулятор мышь), школа проводит прямую трансляцию уроков в Сеть.В 2006-07 учебном году учителями школы проведено 19 подобных уроков для удалённых пользователей Сети.

Сегодня есть возможность участия в уроке, транслируемом из школы № 22 в распределенной сети вещания практически с любого компьютера в городской сети передачи данных. Это важно и для тех учащихся, которые в силу каких-либо причин отсутствуют в этот день в школе.

Телекоммуникационные и мультимедийные технологии дают возможность учащимся, находящимся дома, в назначенный час работать, практически, как на обычном уроке, выполняя задания учителя-предметника и задавая ему вопросы. Причем ответы на вопросы доступны сразу всем удалённым обучающимся. Это во многом напоминает работу преподавателя с обычным классом.

Апробированная школой технология дистанционного обучения, основанная на использовании видео- и аудио- лекций, транслируемых через Интернет, показала, что роль обучаемого в процессе обучения в связи с наличием возможностей для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми становится все более активной, такое взаимодействие создает эффект “присутствия” на уроке. Это и является её принципиальным положительным отличием от иных технологий дистанционного обучения. Она позволяет проходить обучение, имея постоянный контакт, как с преподавателем, так и с другими учащимися и администрацией школы.

Сегодня планируется разместить на школьном сайте расписание занятий по классам, вопросы для самоконтроля, текстовые материалы и архивированные видео-аудиоматериалы. Программы для просмотра материалов пользователь может перекачать прямо со страницы школьного сайта.

В состав программного обеспечения системы дистанционного обучения входит система, позволяющая организовать общение в реальном времени.

Для организации общения используется сервер Института минералогии УрО РАН, обеспечивающий работу этой службы.

Уже сегодня можно посылать сообщения, пользоваться чатом и организовывать доступ к трансляции уроков.

Важно, что учащиеся могут пользоваться удаленным программным обеспечением аналогичным PowerPoint, Word и Excel, не устанавливая его на свой компьютер, таким образом, отпадает проблема приобретения лицензионного программного обеспечения каждым пользователем.

Предусмотрено использование IP-телефонии для целей дистанционного обучения: она обеспечивает возможность мгновенной связи удаленного обучающегося для консультаций с большинством учителей-предметников. В результате выполнения проекта будет:

  • Организовано дистанционное обучение учащихся с ограниченными возможностями.
  • Увеличено число учащихся, освоивших образовательный стандарт с использованием современных информационных технологий.
  • Повышена квалификация и профессиональная подготовка преподавателей в области новейших информационных технологий.
  • Организована системная трансляция уроков школьного учебного плана.
  • Разработана методика проведения дистанционных уроков.
  • Образовательное учреждение оснащено необходимыми средствами телекоммуникаций.
  • Сформированы практические навыки по использованию информационных и коммуникационных технологий у учащихся, в индивидуальном учебном плане которых отсутствует предмет Информатика.
  • Использоваться возможности школьного сайта в качестве общедоступного межшкольного сетевого ресурса.
  • Осуществлено обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и обучающимся.
  • Использованы телекоммуникационные технологии, дающие возможность обучать равноценно детей всех категорий: от одаренных до детей с проблемами в развитии и детей-инвалидов с заболеваниями различной степени тяжести и независимо от места проживания.

Предварительные результаты работы показывают, что вполне реальным является осуществление полноценного обучения в городе всех детей с ограниченными возможностями с использованием дистанционных форм в комплексе с принятой на сегодня практикой работ. В случае постепенного внедрения результатов проекта во всех школах города, детям с ограниченными возможностями будет обеспечена свобода выбора программ обучения и преподавателей конкретных дисциплин.

Таким образом, к настоящему времени сформирована технологическая и методологическая основа для внедрения дистанционных форм обучения детей с ограниченными возможностями в Миасском городском округе.