Сурин Т.Н., Баранов Э.Н., Чадченко А. В. , Пирожок П. И.
О необходимости переоценки прогнозных ресурсов цветных металлов и золота в Учалинско-Александринской рудоносной зоне (Южный Урал)


Учалинско-Александринская металлогеническая зона, соответствующая одноименной структурно-формационной зоне Восточно-Магнитогорской палеоостровной вулканической дуги, является крупнейшей колчеданоносной структурой Южного Урала. В её пределах выделяются два крупных рудных района: Учалинско-Верхнеуральский – площадью около 1000 кв. км и Александринский – около 900 кв. км, разделенные поликомплексным “Верхнеуральским” интрузивным массивом. Ранее первый район условно разделялся практически по административной границе на два рудных района: северный – Учалинский и южный – Верхнеуральский, и лишь в решении Научно-практической конференции по проблемам геологического изучения недр этих рудных районов (Учалы, 1999) он впервые был определен как единый рудный район. Данные исследований последних лет подтвердили его геолого-структурное и металлогеническое единство.
На сегодня наиболее продуктивным является Учалинско-Верхнеуральский район, в котором открыто и оценено 10 промышленных колчеданных месторождений, в том числе 3 крупных – Учалинское, Ново-Учалинское, Узельгинское (из них 1 уже отработано, 4 отрабатываются, 1 готовится к отработке и 4 находятся в резерве) и одно прмышленное золоторудное Муртыктинское месторождение. В Александринском районе пока открыто и отрабатывается одно небольшое одноименное колчеданное месторождение. В пределах обоих районов выявлены около 400 сульфидных рудных проявлений колчеданного и, как стало очевидным в последние годы, иных рудноформационных типов. Большинство их не получило подлинной прогнозной оценки.
Результаты проведенных в последние три десятилетия XX века поисковых работ и прогнозно-металлогенических исследований в рудоносной зоне однозначно свидетельствуют, что перспективы открытия новых промышленных колчеданных и золоторудных месторождений в ней далеко не исчерпаны и восполнение минерально-сырьевой базы действующих здесь горнорудных предприятий реально. Однако, после последнего открытия в 1986 г. Ново-Учалинского месторождения на глубине 680 м при перманентно проводимых геологоразведочных работах в обоих рудных районах, новых месторождений не открыто. Одним из объясняющих эту ситуацию факторов является то, что перспективы выявления здесь легко открываемых близповерхностных месторождений резко ограничены (но ещё не исчерпаны), и основным резервом новых открытий являются глубокозалегающие месторождения. Их поиски требуют значительных затрат. Для повышения эффективности поисковых работ необходимо совершенствование, по существу обновление действующего ныне прогнозно-поискового комплекса (ППК). Оно должно основываться на усовершенствованных уточненных критериально-признаковых моделях колчеданных рудных полей и скрытых колчеданных месторождений и эквивалентного им ППК.
Поскольку колчеданные месторождения Учалинско-Александринской зоны являются эталоном месторождений уральского типа, то в основе их критериально-признаковой модели лежит генетическая модель колчеданоносной рудно-магматической системы этого типа. Совокупность полученных в последние десятилетия новых геологических (палеовулканических, структурно-фациальных, литолого-седиментационных и др.) данных о закономерностях распределения, локализации колчеданного оруденения и его послерудных трансформациях, геохимическая (петролого-, изотопно- и собственно геохимическая) информация об условиях формирования колчеданоносных вулканических формаций и колчеданных месторождений, источниках рудного вещества и новые геофизические данные дают основания для совершенствования генетической и, соответственно, критериально-признаковой моделей колчеданного оруденения.
Так, разработаны представления о последовательной пространственно-временной смене геодинамических обстановок и, соответственно, петролого-геохимических особенностей и палеовулканических условий колчеданообразования и состава руд месторождений в пределах зоны. На примере месторождений Узельгинского рудного поля верифицирована конвективно-рециклинговая модель колчеданообразования. Выявление обширных подрудно-фланговых полей выноса рудных элементов расширяет прогнозно-поисковые возможности геохимических методов и создает основу для количественной оценки прогнозных ресурсов рудных полей. На примере Ново-Учалинского месторождения установлено, что эпигенетические ореолы ртути и других элементов-индикаторов прослеживаются над рудными телами на расстоянии свыше 1200 м, то есть глубинность геохимического метода выявления скрытого колчеданного оруденения (при послерудном возрасте перекрывающих надрудных толщ!) может достигать, как минимум, 1 км.
Принципиально новой особенностью металлогении Учалинско-Александринской зоны является установленное в последние годы широкое распространение в ней, помимо известных здесь золото-сульфидно-кварцевых месторождений, проявлений золото-полиметаллического оруденения. Промышленным объектом этого типа является пока только Муртыктинское месторождение (со средним содержанием золота 6,3 г/т), расположенное на северном замыкании зоны. В Учалинско-Верхнеуральском районе установлены многочисленные (более 100) рудопроявления и точки золото-полиметаллической минерализации. Они образуют два крупных рудных поля и два потенциальных. Прогнозные ресурсы золота (Р12), связанного с этим типом оруденения, превышают 150 т, то есть район может принадлежать к приоритетным объектам на рудное золото на Урале. В течение многих десятилетий золото-полиметаллические проявления, в связи с “колчеданным” существенно цинковым составом и обликом их руд, рассматривались и безрезультатно изучались как колчеданные объекты (без проведения анализов руд на золото). Основные критерии выделения золото-полиметаллического оруденения сводятся к следующему: специфическая геохимическая специализация (Zn, Ag, As, Hg и “гранитофильные” элементы – W, Sn, отсутствующие в колчеданных месторождениях) и повышенная золотоносность оруденения, условия локализации оруденения (контроль “молодыми” постколчеданными разрывными нарушениями) и последевонский возраст оруденения. Установлено наложение золото-полиметаллической минерализации на колчеданные руды (Учалинское, Западно-Озерное месторождения).
Есть основания полагать, что известные в Александринском районе многочисленные золотосодержащие полиметаллические и барит-полиметаллические проявления, в том числе Бабарыкинское, принадлежат к этому типу и не являются собственно колчеданными.
Генетическая и, соответственно, критериально–признаковая модели золото – полиметаллического орудения разработаны слабо. Эталонный объект для их разработки – Муртыктинское месторождение. Отличие золото–полиметаллических проявлений от колчеданных и их оценка являются новой задачей прогнозно-металлогенических исследований. При этом должно учитываться, что золото–полиметаллические месторождения являются источником не только золота, но и цинка, свинца, меди, барита.
Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости проведения новых прогнозно-металлогенических исследований в Учалинско-Александринской зоне с целью переоценки ее перспектив по выявлению месторождений меди, цинка и золота. Они будут опираться на современные обновленные критериально–признаковые модели колчеданного и золото-полиметаллического орудения и применение эквивалентных им усовершенствованных ППК и выполняться одновременно в двух вариантах:
  1. Составление прогнозной карты масштаба 1:100000 с целью уточнения геолого-металлогенической позиции известных рудных полей и выявления новых потенциальных рудных полей для проведения оценочных работ (локализация прогнозных ресурсов и перевод их из категории Р2 в категорию Р1). При этом будет уточнено металлогеническое районирование зоны (на основе выделения и оконтуривания рудно-геохимических систем различного типа) и будут решаться указанные выше общие прогнозно-металлогенические, структурные и геологические проблемы для зоны.
  2. Составление крупномасштабных (1:25000–1:10000) прогнозных карт известных рудных полей с целью обоснования направления детальных поисков для выявления скрытых колчеданных, золото-полиметаллических месторождений и, возможно, месторождений других рудноформационных типов.