Блог
Феоктистова Е.А.
Роль геологического музея в учебном процессе Миасского геологоразведочного колледжа
РОЛЬ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
МИАССКОГО ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНОГО КОЛЛЕДЖА
Е. А. Феоктистова
Миасский геологоразведочный колледж, Миасс, Россия
Огромную роль в организации учебного процесса для базовых специальностей колледжа (геология, гидрогеология, техника разведки) играет Геологический музей.
Геологический музей является одним из старейших (в 2006 году ему исполнилось 50 лет) и интереснейших музеев не только в Миассе, но и на Южном Урале и одним из лучших среди геологоразведочных техникумов. Он занимает самую большую и красивую аудиторию площадью 120 м2. Экспонаты расположены в 2-х залах: большем по площади – геологическом, и в небольшом – палеонтологическом.
История создания музея достаточно необычна. Связь техникума с производством и с выпускниками всегда была традиционной. Впервые она установилась в тот год, когда Горно-металлургический техникум в Миассе реорганизовали в геологоразведочный (эта дата – 10 августа 1948 года). Тогда заведующий учебной частью техникума Александр Дмитриевич Харюткин, отправляя учащихся на производственные практики, наказывал: поговорить с геологами и буровиками – руководителями практики на производстве – и выяснить их претензии к подготовке техников. В ответ буровики привезли хвалебные отзывы и благодарности, а геологи – замечания о недостаточных знаниях теории и отсутствии практических навыков. Геологи-преподаватели сделали соответствующие выводы и в первую очередь решили иметь в техникуме многочисленные и разнообразные коллекции минералов и горных пород, полезных ископаемых и окаменелостей. Бросили клич учащимся приносить, привозить, присылать образцы в техникум, на что те охотно откликнулись. И за несколько лет обеспечили все геологические кабинеты каменным материалом. А 8 декабря 1956 года в техникуме состоялось открытие Геологического музея, где были выставлены уникальные образцы.
Большую роль в организации Музея сыграли директор техникума Екатерина Павловна Аристова, преподаватели Александр Дмитриевич Харюткин, Анна Викентьевна Адамайтис и, конечно, Наталья Ивановна Блюмрейх – лаборант и первая заведующая Геологическим музеем, выпускница геологоразведочного техникума 1935 года. С 1977 года музеем заведует Зинаида Васильевна Сильванович. Она проводит большую просветительско-образовательную работу в форме экскурсий. За год Геологический музей посещает до 50 групп.
Учебные цели Музея хорошо сочетаются с пропагандой геологических знаний среди широкого круга населения города и области; сюда приходят школьники, будущие абитуриенты.
Знакомство многих будущих геологов с минералогией, петрографией и некоторыми общими вопросами геологии начинается либо с занятий в кружках «Юных геологов», либо с посещения замечательного музея Ильменского государственного заповедника. Поступив в геологоразведочный колледж, студенты в первую очередь знакомятся с Геологическим музеем.
Здесь выставлены уникальные образцы минералов, горных пород, минерального сырья, изумительные по огранке природные кристаллы. Экспозиция насчитывает 3120 образцов, размещенных в 30 витринах и привезенных в свое время из разных уголков Советского Союза студентами и выпускниками техникума. Всего же в Музее собрано 5000 образцов минералов, горных пород, руд и окаменелостей. Все это богатство определено, систематизировано, занесено в журналы, снабжено этикетками.
Но, кроме этого, имеются образцы из 20 стран мира: бирюза – из Ирана; искусственный магнезит – из Японии; песок черный – с Кубы; пемза – с вулкана Везувий из Италии; хризопраз, авантюрин искусственный – из Германии; опал благородный – из Венгрии; гранит, бокситы – из Гвинеи; известняк – из Сирии; бура – из Калифорнии, США; скуттерудит, кобальтин – из Марокко; халькостибит – из Монголии; тигровый глаз – из Южной Африки; сапфир – с острова Цейлон; песчаник разнозернистый – из Ирака; уголь – из Вьетнама; и др. Все эти образцы были привезены и подарены Геологическому музею преподавателями и бывшими выпускниками техникума.
Собранные в Музее образцы иллюстрируют материал учебных программ геологических специальностей. О чем рассказывают музейные экспонаты? О том, что камни – исторические документы прошлых геологических эпох и периодов, свидетели проявления вулканизма, тектонических процессов, метаморфизма и выветривания, изменивших лик нашей планеты. В музейной комнате уместился огромный отрезок геологической жизни Земли, исчисляемый в 2–2.5 млрд. лет – от протерозоя до современного (антропогенового) периода.
Геологические коллекции систематизированы.Здесь представлены коллекции: геохимическая, генетическая, морфологическая, минералогическая, кристаллографическая, полезных ископаемых и петрографическая. Витрины «Геологические процессы» включают образцы минералов и горных пород различного генезиса, а также несущие на себе признаки последующих изменений. Кристаллографическая коллекция содержит совершенные по габитусу одиночные кристаллы с указанием их симметрии (сингонии). Генетическая коллекция включает минералы, начиная с магматических и кончая минеральными ассоциациями, связанными с процессами осадконакопления и выветривания. В морфологической коллекции обращают на себя внимание минеральные выделения в занорышах и пустотах. В витринах «Полезные ископаемые» представлены минералы черных, цветных и редких металлов, редкоземельных и рассеянных элементов; минерально-индустриальное сырье, строительные материалы. Имеются витрины с образцами месторождений Южного и Среднего Урала, Приморского края, минералов и горных пород Ильменского заповедника; продуктов вулканической деятельности с Камчатки и Курил, витрины с драгоценными и поделочными камнями, с подарками в честь юбилеев техникума (колледжа). Есть коллекция образцов горных пород и руд Уральского палеоокеана.
Петрографические коллекции представлены образцами основных представителей магматических, осадочных и метаморфических горных пород. Многие из них взяты в окрестностях Миасса.
Рудные и нерудные полезные ископаемые привезены из крупных природных кладовых. Здесь имеются образцы полезных ископаемых, месторождения которых порой разделены тысячами километров: это Чукотка и Кольский полуостров, Камчатка и Украина, Кавказ, Средняя Азия, Западная Сибирь, Якутия, Памир и Армения. Есть образцы и из классических, уже отработанных месторождений, и из малодоступных для изучения.
Палеонтологическая коллекция включает представителей органического мира минувших геологических эпох, в основном, беспозвоночных, а также растений (отпечатки и части окаменелых деревьев).Здесь выставлены образцы руководящих организмов, разделенные на типы, классы, отряды и роды. В музее хранятся бивни, зубы, шерсть, кости конечностей мамонтов, кости динозавра, рог шерстистого носорога.
Кроме Геологического музея, в колледже есть кабинет, который называют «музеем наоборот» – это литотека.
Серьезное знакомство с минералогией и петрографией для студентов начинается на втором курсе. Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта, студенты должны знать важнейшие свойства кристаллических веществ; физические свойства и морфологические особенности минералов, методы определения и исследования минералов, генезис и парагенезис минералов, классификацию минералов, характеристику и диагностические признаки минералов основных представителей классов – самородных элементов, галоидов, оксидов, сульфидов, силикатов, карбонатов, фосфатов, сульфатов, боратов, нитратов, вольфраматов. В пределах учебной программы будущие техники-геологи и техники-гидрогеологи изучают порядка 120 минералов. Для изучения минералов и горных пород и служит литотека. Литотека, или «музей наоборот», – это один из геологических кабинетов. Ее функции сугубо утилитарны; название вобрало в себя смысл слов: камнехранилище, препараторская, где готовят наглядные пособия – коллекции минералов и горных пород к очередному уроку, – и комната для самостоятельной работы студентов в часы самоподготовки по геологическим предметам. Здесь все как в настоящем музее: множество экспонатов-камней. Образцы располагаются на полках шкафов, на шкафах, в лотках, которые стоят на столах, в столах, на подоконниках. У каждого экспоната – свое место, так как классификация, которой подчиняются минералы и горные породы, строга и неумолима.
Все образцы разделены на демонстрационную коллекцию – то есть образцы для показа во время лекций – и на рабочую коллекцию. Имеются также коллекции, на которых студенты изучают физические свойства минералов (цвет, черту, блеск, твердость, плотность, спайность, излом, магнитные свойства), морфологию минералов и их агрегатов.
В отличие от музейных экспонатов, камни литотеки – труженики. Их можно и должно брать в руки так, как потом это будут делать будущие геологи в поле или в забое, при описании обнажений горных пород. Их можно царапать, скрести, действовать кислотами, распиливать; отыскивать едва уловимые нюансы, позволяющие отличать сходные по внешним признакам, но разные по составу природные химические соединения элементов и определять названия минералов и горных пород.
Литотека создавалась в 1950–60-е годы. Требования к качеству подготовки будущих специалистов обусловили необходимость наличия многочисленных коллекций. Уже в начале 1950 года из многочисленных поступлений каменного материала выделялись уникальные образцы для будущего музея, остальные – для учебной работы. Позже их систематизировали в эталонные (для показа на уроках-лекциях) и рабочие коллекции (для практических занятий студентов).
Организатором литотеки («музея наоборот») была старейший преподаватель техникума Анна Викентьевна Адамайтис, позднее – Афанасий Касьянович Даниленко.
Литотека – начало начал минералогических знаний, необходимых студентам не только при освоении последующих геологических дисциплин, но также в практической деятельности техникам-геологам, гидрогеологам и техникам-разведчикам (буровикам).
Впервые литотека как рабочая лаборатория геологов возникла именно в Миасском геологоразведочном техникуме. А позднее она, как геологический кабинет, была узаконена в учебных планах всех средних специальных учебных заведений страны геологического профиля.
И собрание Геологического музея геологоразведочного колледжа, и литотека – это своеобразные помощники на пути к приобретению знаний будущих специалистов.