Попова В. И., Губин В. А., Муфтахов В.А., Чурин Е. И.
Морфология, состав и парагенезисы монацита в пегматитах Адуйского массива.


Морфология, состав и парагенезисы монацита-(Се)

в пегматитах Адуйского массива

Попова В. И.1, Губин В. А.2, Муфтахов В. А.1, Чурин Е. И.1

1Институт минералогии Ур ОРАНЮ Миасс;

2Уральский политехнический университет, Екатеринбург

 

            Минералогия гранитных пегматитов Адуйского гранитного массива охарактеризована в многочисленных публикациях [4, 6–10; и мн. др.], но специальное описание акцессорного монацита приведена только для единичных жил [3, 7]. Находки кристаллов монацита в ряде жил гранитных пегматитов Адуйского массива позволяют охарактеризовать их морфологию, химический состав и минеральные парагенезисы.

              В Адуйском массиве выделяются два типа пегматитов: камерные с самоцветной минерализацией (известные Адуйские копи – Липовская, Семенинская, Топазница, Телефонка, Южная; и др.) и бесполостные керамические пегматиты. Ниже излагаются данные о монацитах жил Семенинская, Телефонка, Южная, а также жил керамических пегматитов, названных нами Береговая, Белоярская, Монацитовая, Ксенотимовая и Режевская (рис. 1).

             Адуйские камерные пегматиты преимущественно локализованы в гнейсах западного экзоконтакта массива и характерны наличем мусковит-кварц-альбитовых зон и друзовых полостей с бериллом, ганитом, спессартином, реже – с топазом хризобериллом, эвксенитом, монацитом [1–3, 6; и др.). Кристаллы монацита (от 4 мм до 1 см) медово-коричневого цвета из жил Семенинская и Южная имеют удлиненно-таблитчатый облик и относительно простое огранение (рис. 2 д). Монацит из Телефонки еще более уплощен по оси [100] и образует почти изометрично-таблитчатые кристаллы (см. рис. 2 а).

В отличие от камерных, керамические пегматиты в пределах массива, разведывавшиеся на полевые шпаты, охарактеризованы меньше [5; и др.]. Обследованные одним из авторов (В. А. Губиным) старые выработки на жилах керамических пегматитов с блоковыми кварц-двуполевошпатовыми зонами и часто с кварцевым ядром оказались с интересной редкоземельной минерализацией.

Жила Береговая [7] харктерна развитием в блоковой зоне фергусонита, циртолита, ксенотима, манганоколумбита, спессартина, монацита и самарскита. Монацит-(Се) встречается в виде уплощенных по (100) изометрично-таблитчатых кристаллов (см. рис. 2 а), а также и более сложной формы (см. рис. 2 б), вероятно, из приядерной части жилы.

                Жила Ксенотимовая с кристаллами полевого шпата в друзовых полостях содержит акцессорные монацит, ксенотим, циртолит, фторапатит, ильменорутил, эвксенит. В ней особенно эффектны закономерные сростки светло-буроватых кристалликов циртолита с зеленоватым ксенотимом. Форма кристаллов монацита (см. рис. 2 в) близка второму типу из близрасположенной жилы Береговой. Встречаются сростки монацита с ксенотимом с индукционными поверхностями между собой, т. е. кристаллизация фосфатов Y и Ce происходила одновременно, что встречается довольно редко.

Монацитовая жила в 5 км западнее ст. Костоусово биотит-кварц-полевошпатовая с монацитом, ксенотимом, циртолитом, фторапатитом, магнетитом. Кристаллы монацита-(Се) до 1–1.5 см, светло-коричневые, столбчатого облика (см. рис. 2 е).

              Состав исследованных на микрозонде кристаллов монацита-(Се) приведен в таблице. Из камерных пегматитов выделяется жила Семенинская наиболее высокими содержаниями Nd и Sm и наиболее низкими – Th (см. табл., ан. 1-2). В разных участках зерен (в центре и на периферии) и в разных сечениях выявляется неоднородность распределения ряда элементов (отражение зональности и, отчасти, секториальности состава). Плоский кристалл из жилы Телефонка в сечении (100) характеризуется некоторым увеличением содержаний тяжелых редких земель и тория по профилю [001], а в зонах пирамиды нарастания призмы <110> содержание тория убывает к периферии кристалла. Монацит из жилы Южной [3] анализирован методом LA-ICP-MS и содержит большее число примесей, отличаясь, однако, меньшими содержаниями P, Nd, Sm, Gd и существенными – Y.

               В монацитах керамических пегматитов также выявлены неоднородности состава: в жиле Режевской от центра зерна к краю уменьшаются содержания La, Pr, Nd, Sm и возрастают – Th; в жилах Белоярской и Береговой вариации однотипны и близки по величинам. В разных сечениях кристалла монацита из жилы Монацитовой распределение ряда элементов имеет разный характер (см. табл., ан. 14–17); в монаците этой жилы встречено микрозерно торианита ThO2. Методом хроматографии [7] в монаците керамических пегматитов иттрий определен в малых количествах.

               В целом исследованные монациты камерных пегматитов отличаются повышенными содержаниями тяжелых редких земель по сравнению с керамическими, что может быть обусловлено несколько меньшими температурами кристаллизации камерных пегматитов.

Работа выполнена при финансовой поддержке Целевойпрограммыподдержки междисциплинарных проектов, проводимых учеными УрО РАН в содружестве с СО и ДВО РАН, проект “Изучение состава и типохимических особенностей монацита как индикатора физико-химических условий редкометального рудообразования”.

 

Литература

  1. Вахрушева Н. В.О зональном строении адуйских пегматитов // Урал. летняя минералог. школа-2000. Екатеринбург: УГГГА, 2000. С. 41–44.
  2. Вахрушева Н. В., Шагалов Е. С.Вариации состава граната в гранитных пегматитах жилы Южная (Адуйское пегматитовое поле) // Вестник Урал. отд. Минералог. общества, № 2. Екатеринбург: Изд. УГГГА, 2003. С. 30–37.
  3. Вахрушева Н. В., Шагалов Е. С., Ерохин Ю. В., Суставов С. Г.Монацит-(Се) из гранитных пегматитов жилы Южная (Адуйское пегматитовое поле) // Вестник Урал. отд. Минералог. общества, № 3. Екатеринбург: УГГГА, 2004. С. 5–9.
  4. Вертушков Г. Н.Мурзинско-Адуйские пегматитовые копи // Минералогия Урала. Т. 1. М., 1954.
  5. Гинзбург И. И.Полевые шпаты Режевского района // Вестник Геол. Ком., 1928. № 6. С. 39–48.
  6. Емлин Э. Ф., Вахрушева Н. В., Кайнов В. И.Самоцветная полоса Урала. Режевской природно-минералогический заказник. Путеводитель. Екатеринбург-Реж, 2002. 160 с.
  7. Попова В. И., Губин В. А., Попов В. А., Баженова Л. Ф.К характеристике некоторых акцессорных минералов пегматитов Зенковского и Адуйского гранитных массивов // Материалы к минералогии рудных районов Урала. Свердловск: УрО РАН, 1988. С. 67–73.
  8. Таланцев А. С. Камерные пегматиты Урала.М.: Наука, 1988. 144 с.
  9. Ферсман А. Е.Пегматиты. Т. 1. Гранитные пегматиты. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1940. 712 с.
  10. Ферсман А. Е.Избранные труды. Т. VII. Драгоценные и цветные камни СССР. М., 1962. 592 с.  

 

Подписи к рис. ст Поповой В.

 

Рис. 1. Схема расположения опробованных жил пегматитов в Адуйском массиве и его западном экзоконтакте.

1 – Семенинская, 2 – Телефонка, 3 – Южная, 4 – Ксенотимовая, 5 – Режевская, 6 – Монацитовая, 7 – Белоярская, 8 – Береговая.

 

Рис. 2. Типичные формы кристаллов монацита жил Береговая (а, б), Ксенотимовая (в), Южная (д; по [3]), Монацитовая (е) и россыпи Озерной (г).