Васильев Н.В. , Зарайский Г.П. , Удоратина О. В.
Фенгиты редкометалльных месторождений Полярного и Северного Урала.



РЕФЕРАТ

Рассмотрены особенности составов слюд Тайкеуского тантал-ниобиевого месторождения. Наиболее распространенной слюдой на нем является фенгит-ферроалюминоселадонит. Рассмотрены особенности составов слюд рудопроявления Б.Турупья. Отмечено присутствие K-Na слюды, промежуточной по составу между мусковитом и парагонитом.


ФЕНГИТЫ РЕДКОМЕТАЛЬНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЯРНОГО И СЕВЕРНОГО УРАЛА 

Н. В. Васильев1, Г. П. Зарайский1, О. В. Удоратина2

1Институт экспериментальной минералогии РАН, nvasiliv@iem.ac.ru

2Институт геологии Коми НЦ УрО РАН, Сыктывкар, udoratina@geo.komisc.ru

 

Редкометальное (Ta-Nb, REE, Zr) месторождение Тайкеу расположено на Полярном Урале (верховья р. Лонгот-Юган) и приурочено к Центрально-Уральской зоне доуралид (Харбейский блок). Вместе с месторождениями Усть-Мраморное и Лонгот-Юган оно входит в состав Тайкеуского рудного узла, который, в свою очередь, является частью Харбей-Лонготъюганского рудного района. Генезис месторождений считается метасоматическим [2, 12]. Основными породообразующими минералами редкометалльных метасоматитов, образовавшихся по гранитам, являются (в % объема): альбит 32–52; микроклин 3–25; кварц 19–37; слюды 5–14; флюорит 0.3–6 и эгирин до 0.1–5.5 %. По минеральному и химическому составу они близки к гранитам. Рудные минералы (фергусонит, колумбит, пирохлор, циркон и др.) образуют тонкую вкрапленность в метасоматитах. 

Слюда макроскопически представлена чешуйками 100–200 мкм в поперечнике, слагающими прослои и заполняющими трещины. В породах обычно наблюдается полосчатость, маркируемая слюдой. Часто слюда находится в срастании с гематитом. Согласно предшествующим работам [1, 9] слюды во всех типах пород принадлежат фенгит-мусковитовому ряду. Содержание лития в слюдах не превышает 0.7 мас. %, хотя отмечены поздние слюды, близкие к циннвальдиту [1, 2]. Поскольку по современной номенклатуре слюд [7] название «фенгит» принято как название серии твердых растворов между мусковитом, алюминоселадонитом и селадонитом, вопрос о видовой принадлежности слюд Тайкеу требует уточнения. По нашим данным, в редкометальных метасоматитах Тайкеу наиболее распространены слюды, близкие к редкому в природе ферроалюминоселадониту.

Отнесение слюд к минеральным видам базировалось прежде всего на данных о химическом составе, а также на ИК-спектроскопии и, в меньшей степени, на рентгеновских данных. Химический состав минералов изучался с помощью электронно-зондового анализа. Электронно-зондовый анализ и фотографирование в отраженных электронах проводились на электронном микроскопе CAMSCANMV2300 с аналитической приставкой Link 10000 (ИЭМ РАН, аналитик К. В. Ван). Составы слюд приведены в таблице 1. Формулы слюд рассчитывались на 22 единицы положительных зарядов. На основании рассчитанных формул построена треугольная диаграмма, показывающая соотношение октаэдрических катионов в слюдах (рис. 1).

Исследование слюд методом инфракрасной спектороскопии проводилось Н. В. Чукановым (Институт проблем химической физики РАН, г. Черноголовка) на спектрофотометре Specord-75 IR. Полученный ИК-спектр (рис. 2) отражает значительную степень катионной упорядоченности в октаэдрических позициях изучаемой слюды. В области 400–550 см–1 наблюдаются три интенсивные полосы, отвечающие частотам валентных колебаний октаэдрических катионов, резонирующих с деформационными колебаниями внутри тетраэдрического слоя. Количество этих полос отражает число разнотипно заполненных октаэдров, включая пустые. Чем выше степень упорядоченности, тем лучше будут разрешены эти полосы [8]. В области 1000–1100 см–1 присутствует полоса, отвечающая валентным колебаниям связи Si-O. Полосы в области 880–940 см–1 проявлены очень слабо, что связано с малой степенью замещения кремния на алюминий в тетраэдре. Нет полос в области 1600 см–1, что указывает на отсутствие молекулярной Н2О. Дублет в области О–Н валентных колебаний (3585 см–1) плохо разрешен.

Сопоставление данных ИК-спектроскопии, свидетельствующих о значительной степени катионной упорядоченности, с данными по химическому составу слюды позволяет с большой долей вероятности предположить обычную для селадонитов схему заполнения октаэдров [8]: один октаэдр преимущественно вакантен, другой заполнен трехвалентными катионами (в нашем случае это только алюминий), третий заполнен двухвалентными катионами. В нашем случае это железо и магний, а так как магния мало, то октаэдр заполнен двухвалентным железом. Поэтому слюду следует считать диоктаэдрической и содержащей только двухвалентное железо. Учитывая малую степень замещения кремния на алюминий в тетраэдрах, ее следует относить к ферроалюминоселадониту (в отличие от алюминоселадонита, у которого Mg> Fe). Те слюды, в которых формульные коэффициенты Si= 3.47–3.49, а таких среди выделенных фенгитов большинство, мы называем фенгитами для соответствия формальным критериям.

Кроме слюд ряда фенгит-ферроалюминоселадонит, в породах Тайкеуского узла присутствуют мусковит и биотит. Биотит встречен в редкометальных метасоматитах в срастаниях с ферроалюминоселадонитом, но в очень малом количестве. Он более распространен в безрудных метасоматитах, образующихся по вмещающим зеленым сланцам, в которых появляются крупные (до 200 мкм) биотитовые «солнца». Вмещающие зеленые сланцы содержат мусковит, который интенсивно хлоритизирован. Особенностью фенгитов и биотитов редкометальных метасоматитов является вхождение в их состав цинка. Для ферроалюминоселадонитов отмечены концентрации до 1 мас. % ZnO, для биотитов до 1.70 мас. % ZnO. [6].

Известное на севере Урала комплексное (Be-Ta-Nb-TR)-рудопроявление Большая Турупья достаточно сильно отличается от месторождений Тайкеуского рудного узла, тем не менее, слюды Тайкеу представляют хороший материал для сравнения. Руды рудопроявления Б. Турупья представлены минералами бериллия (гентгельвин, эвклаз и фенакит), ниобия и тантала (в основном колумбит), редких земель (бастнезит). Рудопроявление состоит из трех участков, располагается в пределах центральной части Ляпинского мегантиклинория и приурочено к Турупьинской кольцевой структуре [10, 11] .

За всю историю его исследования делались различные предположения о генези­се рудоносных пород. Породы, несущие оруденение, сопоставлялись с формацией карбонатитов и щелочных метасоматитов. Или относились к формации щелочных метасо­матитов, но при этом отмечалось, что породы имеют комплекс переходных признаков, сближающих их с карбонатитами. Щелочно-карбонатные породы слагают линзообразные тела, залегающие среди терригенно-глинистых пород, метаморфизованных в эпидот-хлоритовой субфации зеленосланцевой фации. Наиболее минера­лизованные зоны связаны с альбитизированными и окварцованными хлорит-серицитовыми сланцами, а не с карбонатными породами. Породы интенсивно рассланцованы (нередко на­блюдается микроплойчатость) и обладают четко вы­раженной тонкой полосчатостью, обусловленной че­редованием слойков хлорит-серицитового и кварц-альбитового составов. Протяженность рудных тел составляет до 1800 м при об­щем субмеридиональном простирании трех рудных участков на 6 км и ширине до 150 м. Поведение рудной минерализации на глубину остается неясным. Слюды рудопроявления охарактеризованы как серициты[10, 11].

Нами изучены слюды из рудоносных и безрудных пород Турупьи (табл. 2). Серициты из рудоносных пород можно охарактеризовать как мусковит-фенгиты с небольшой долей ферроалюминоселадонитового минала (см. рис. 1.). Основная масса слюд из безрудных пород близка по составу к этим мусковит-фенгитам, но выделяются также составы натрийсодержащих слюд. С падением содержания натрия в слюдах возрастает доля фенгитового компонента (рис. 3; см. табл. 2). Натрийсодержащие слюды образуют тонкие (10–20 мкм) срастания с серицитами.

Ассоциация фенгит–парагонит и мусковит–парагонит встречается в большинстве типов комплексов сверхвысоких–высоких давлений Урала [3], но в нашем случае присутствует почти весь ряд составов от мусковита (с примесью селадонитового минала) до парагонита, причем с падением содержания натрия в слюде закономерно возрастает доля фенгитового компонента (см. рис. 1, 3). Экспериментальные и эмпирические данные [13, 14] свидетельствуют o6 отсутствии полной смесимости между мусковитом и парагонитом, на чем основан эффективный геотермометр для метаморфических пород (рис. 4). Увеличение доли селадонитового компонента в слюде препятствует вхождению натрия [14].

Вместе с тем, приведенные А. И. Грабежевым с соавторами [4, 5] данные свидетельствуют о наличии в ряду мусковит–парагонит промежуточной гомогенной фазы, являющейся, по их мнению, метастабильным образованием. В указанных работах приведены и характерные для рентгенограмм подобной промежуточной фазы рефлексы с d/n= 9.78–9.82 Ǻ и d/n= 1.940–1.960 Ǻ. Проведенный нами рентгенофазовый анализмонофракций слюд Турупьи в лаборатории рентгенофазового анализа ИЭМ РАН (аналитик Т. Н. Докина) на установке типа ДРОН не выявил этих рефлексов, что может быть связано с малой объемной долей натрийсодержащей слюды. Объяснить появление подобного ряда составов в безрудных породах Турупьи (см. рис. 3) на данный момент не представляется возможным. Как вариант, можно предположить распад метастабильной высокотемпературной слюды промежуточного фенгит-парагонитового состава, но для этого объяснения недостаточно как природных, так и экспериментальных данных.

Авторы благодарны И. В. Пекову за помощь в интерпретации результатов.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ № 05-05-65233 и Научной школы № НШ-7650.2006.5 (рук. Г. П. Зарайский).

 

Литература

  1. Апельцин Ф. Р.Эволюция состава слюд как критерий редкометальной минерализации гранитизированных кристаллических сланцев // Геол. месторожд. редких элементов. 1966. Вып. 30. С. 144–159.
  2. Апельцин Ф. Р., Скоробогатова Н. В., Якушин Л. Н.Генетические черты редкометальных гранитоидов Полярного Урала и условия их редкометальной металлогенической специализации. М.: Недра, 1967. 202 с.
  3. Вализер П. М., Дубинина Е. В.Белые диоктаэдрические слюды комплексов сверхвысоких – высоких давлений Урала. // Изв. Челябинск. науч. центра, 2005. Вып. 3 (29). С. 27–33.
  4. Грабежев А. И., Жухлистов А. П., Русинова О. В., Мохов А. В., Сивцов А. В.Ряд мусковит-парагонит: аргументация существования промежуточной гомогенной K-Na-слюды. // Докл. АН СССР, 1996. Т. 350. № 5. С. 669–671.
  5. Грабежев А. И., Русинова О. В., Жухлистов А. П., Мурзин В. В.Вертикальная рудно-метасоматическая зональность Томилинского медно-порфирового рудного узла (Южный Урал). // Геол. рудн. месторожд., 1995. Т. 37. № 6. С. 500–510.
  6. Зарайский Г. П., Удоратина О. В.Свинец и цинк в хлоритах и фенгитах редкометального месторождения Тайкеу на Полярном Урале. // Минералогия Урала-2003. Т. 2. Общие вопросы минералогии и кристаллографии. Миасс: ИМин УрО РАН, 2003. С. 143–151.
  7. Номенклатура слюд: заключительный доклад подкомитета по слюдам комиссии по новым минералам и названиям минералов международной минералогической ассоциации (КНМНМ ММА) // Зап. ВМО, 1998. № 5. С. 55–65.
  8. Пеков И. В., Чуканов Н. В., Румянцева Е. В., Кабалов Ю. К., Шнайдер Ю., Лебедева Н. В.Хромселадонит KCrMg[Si4O10](OH)2 — новый минерал из группы слюд // Зап. ВМО, 2000. № 1. С. 38–44.
  9. Попов С. А., Удоратина О. В.Светлые слюды кварц-полевошпатовых метасоматитов Севера Урала // Структура, вещество, история литосферы Тимано-Североуральского сегмента. Информ. матер. 6-й науч. конфер. Ин-та геол. Коми НЦ УрО РАН. Сыктывкар: Геопринт, 1997. С. 124–127.
  10. Удоратина О. В.Минералы щелочно-карбонатных метасоматитов (рудопроявление Б. Турупья, Северный Урал) // Геохимия, петрология, минералогия и генезис щелочных пород. Матер. Всеросс. совещ. Миасс. 2006. С. 264–267.
  11. Удоратина О. В.,Колумбиты рудопроявления Большая Турупья (Северный Урал) // Теория, история, философия и практика минералогии. Матер. IV Международ. минералог. семинара. Сыктывкар: Геопринт, 2006. С. 197–199.
  12. Удоратина О. В.Квальмиты севера Урала // Петрология и минералогия севера Урала и Тимана. Тр. Ин-та геол. Коми НЦ УрО РАН, вып. 94. Сыктывкар: 1997. С. 19–28.
  13. Guidotti C. V., Sassi F. P., Blencoe J. G., Selverstone J.The paragonite-muscovite solvus: I. P-T-X limits derived from the Na-K compositions of natural, quasibinary paragonite-muscovite pairs // Geochim. et Cosmochim. Acta, 1994. Vol. 58. № 10. P. 2269–2275.
  14. Keller L. M., De Capitani C., Abart R.A quaternary solution model for white micas based on natural coexisting phengite-paragonite pairs // J. of Petrology, 2005. Vol. 46. № 10. P. 2129–2144. 

 

                                                                                                                                  Таблица 1

Представительные анализы слюд месторождения Тайкеу, мас. %

 

 

Ms

Fac

Phn (ac)

Fac

Fac

Fac

Phn

Fac

Fac

Bt

Bt

Na2O

0.45

0.28

K2O

10.20

10.28

11.15

10.82

10.34

10.86

10.90

10.70

10.92

9.08

9.18

MgO

1.55

1.32

3.91

1.34

0.44

1.60

2.77

2.09

1.19

8.49

10.85

MnO

0.54

0.76

FeO

2.98

9.69

5.40

9.27

11.75

9.80

6.81

12.84

13.19

22.19

22.36

ZnO

0.94

1.02

1.64

Al2O3

29.34

19.06

22.65

22.65

18.17

26.34

25.24

18.30

19.15

11.65

13.55

TiO2

0.54

0.46

0.36

1.20

SiO2

46.45

50.69

50.32

50.08

48.84

56.10

50.10

47.73

50.04

40.94

38.37

F

2.63

Сумма

91.50

94.89

94.47

94.15

93.48

104.71

96.19

92.67

94.49

94.75

95.51

№ пробы

37

з-54/01

з-48Б/01

28

з-53/01

К-13

Ка-2

К-19а

з-54/01

К-19г

Ка-2

 

Примечание.Ms = мусковит, Fac = ферроалюминоселадонит, Ac = алюминоселадонит, Phn = фенгит, Bt = биотит. Прочерк – ниже придела обнаружения. 

 

                                                                                                                                  Таблица 2

 Представительные анализы слюд рудопроявления Б. Турупья, мас. %

 

 

Серициты

Na-содержащие слюды

Na2O

0.19

0.28

0.36

0.60

0.62

0.94

1.06

1.59

2.74

3.41

4.45

5.35

6.13

K2O

10.68

10.34

10.51

10.82

8.99

10.28

9.47

8.63

7.89

5.91

3.57

3.31

2.99

MgO

1.75

2.13

1.83

1.47

1.59

1.98

1.42

1.09

1.09

0.99

0.58

0.54

FeO

5.48

5.70

5.52

5.63

4.33

3.09

3.61

2.93

2.56

3.23

1.99

1.29

1.54

Al2O3

26.95

26.82

26.50

26.77

29.28

33.32

32.24

36.48

35.99

35.48

35.25

37.07

39.49

SiO2

47.49

46.27

48.35

46.12

47.93

50.39

48.33

49.26

49.51

49.70

46.18

47.83

49.85

Сумма

92.54

91.54

93.06

91.40

92.74

100.00

96.13

99.98

99.77

98.73

92.02

95.39

100.00

 

 Подписи к рисункам

 

Рис.1. Соотношения октаэдрических катионов в слюдах Тайкеу и Б. Турупьи.

1–3 – слюды Тайкеу (1 – фенгиты, 2 – мусковиты вмещающих пород, 3 – биотиты); 4–5 – слюды Б. Турупьи (4 – Na-содержащие, 5 – серициты). Значения взяты в формульных коэффициентах.

 

Рис. 2. ИК-спектр фенгита из редкометальных метасоматитов Тайкеу.

 

Рис. 3. Зависимости составов слюд рудопроявления Б. Турупья от содержания натрия (а – соотношение Al/Si, б – содержание Mg+Fe).

 

Рис. 4. Расчетные и экспериментальные сольвусы в системе мусковит–парагонит [14, 13].