В. Н. Анфилогов
Институт минералогии УрО РАН, г Миасс
iminchief@ilmeny.ac.ru
Проблема кислых расплавов в рудно-магматических
системах фемического профиля
системах фемического профиля
Связь магматизма и рудообразования является традиционной проблемой геологии рудных месторождений. В рамках этой проблемы обсуждаются два варианта: 1 – магматические расплавы являются источником рудного вещества; 2 – источником рудного вещества являются вмещающие породы, а гидротермальные системы, которые приводят к образованию рудных месторождений, лишь ассоциируют с магматическими процессами. В связи с этим можно напомнить длительную дискуссию по поводу рудной специализации магм или потенциальной рудоносности интрузий [7]. Нам представляется, что столь категоричные противопоставления некорректны, т. к. магматический и гидротермальный процессы, как правило, действуют в рамках единой рудно-магматической системы. Естественно, существуют чисто магматические месторождения, такие как, скопления титано-магнетитовых руд в массивах основного состава [8], но уже для месторождений хромита и медно-никелевых руд чисто магматический генезис, без участия водных флюидов, является проблематичным. Источником металлов медно-никелевых месторождений является магматический расплав, но сера, необходимая для извлечения металлов из силикатных форм и концентрирования их в виде сульфидов несомненно берется из внешних источников.
Чрезвычайно актуальна проблема взаимоотношений между магматическими и гидротермальными процессами для медно-колчеданных и железорудных месторождений. Современные гидротермальные источники, выходы которых фиксируются на океаническом дне, располагаются на площадях с океаническим типом коры, в которой отсутствует сиалический материал. Крупные проявления кислых магматических пород на этом уровне не фиксируются. В то же время древние медно-колчеданные месторождения сопровождаются большими объемами кислых вулканических пород. Характерной особенностью этих пород является мантийный спектр концентраций редких элементов и отношения изотопов 87Sr/86Sr, свидетельствующие о том, что они образовались из мантийного субстрата.
Проблема кислого вулканизма, сопровождающего образование медно-колчеданных месторождений, напрямую связана с механизмом образования кислых расплавов в условиях проявления базальтового мантийного магматизма. Ее решение было найдено в результате экспериментальных исследований взаимодействия базальтов с гидротермальными растворами при температурах 600–800 оС [4].
Первым шагом в этом направлении стала разработка модели взаимодействия поровых растворов с магматическими телами. Было показано, что в условиях резкого градиента температуры на контакте вмещающих пород с магматической камерой движение воды может происходить в направлении более высоких температур, и вода из вмещающих пород может мигрировать в магматический расплав [2]. При разработке модели была решена проблема источника активных компонентов флюида, взаимодействие которого с базальтом приводит к образованию гранитного расплава. Из экспериментальных данных известно, что коэффициенты распределения Na2O, K2O, SiO2, и Al2O3 при температуре 1100–1300 оС и падении давления от 5–10 до 1–2 кбар уменьшаются для K2O – от 50 до 0.14, для Na2O – от 10 до 0.07 и для SiO2 – от 1.0 до 0.05 [3]. Поэтому флюид, равновесный с базальтом при высоких давлениях, оказывается неравновесным при низких. При понижении давления он способен осуществлять щелочной и кремнекислотный метасоматоз базальта, необходимый для выплавления гранитного расплава.
При взаимодействии базальта с хлоридными растворами при температуре 800 оС, в присутствии HCl происходит обогащение породы щелочами, и в породе появляется свободный кремнезем [4]. Одновременно в порах породы образуются сферические скопления кислого расплава. В экспериментах было обнаружено новое для петрологии явление: способность гранитного расплава при температуре выше ликвидуса конденсироваться из флюида [5]. В результате, в измененном базальте появляется перегретый гранитный расплав, способный без кристаллизации подниматься к поверхности. Степень автометасоматической переработки базальта в таком процессе не может быть достаточной для образования больших объемов кислого расплава. Большое количество расплава может накопиться только в том случае, если метасоматической переработке подвергается объем пород, на порядок больший объема расплава. Небольшие скопления расплава, возникшие в каждом элементарном объеме переработанного базальта путем конденсации из флюида поднимаются вверх, накапливаются в промежуточных магматических камерах и выходят на поверхность в виде экструзий или вулканических туфов [1].
Для развития процесса гранитизации базальта и накопления гранитного расплава необходимо периодическое уменьшение интенсивности базальтового магматизма, чтобы в базальтовом субстрате накопились продукты метасоматической переработки. Поэтому в условиях срединно-океанических хребтов, где излияния базальтов происходят в непрерывном режиме, гранитный магматизм практически не проявляется.
Предложенная модель формирования гранитного расплава по базальтовому субстрату делает понятным совмещение широкого проявления кислого магматизма и гидротермальных месторождений железа и меди в свойственных им геодинамических обстановках. Рудные элементы выносятся из базальтов в процессе автометасоматоза и осаждаются при выходе гидротермальных растворов на поверхность морского дна. Изложенные выше представления и модель образования кислых расплавов нашли убедительное подтверждение в исследования физико-химических параметров рудоносных магматических систем, выполненных В. А. Симоновым и др. [6].
Литература
- Анфилогов В. Н. Способы образования и накопления гранитных расплавов // Литосфера, 2002. № 4. С. 78–88.
- Анфилогов В. Н., Пуртов В. К. Механизм взаимодействия поровых растворов с магматическими телами // Геохимия, 1976. № 9. С. 1400–1403.
- Горбачев Н. С., Каширцева Г. А., Налдрет А. Экстрагирующие и транспортные свойства флюидов в базальтовых магматических системах при высоких давлениях // Экспериментальные проблемы в геологии. М.: Наука, 1994. С. 155–180.
- Пуртов В. К. Высокотемпературный метасоматоз и гранитизация пород базальтового состава в хлоридных растворах. Миасс. ИМин УрО РАН, 2002. 139 с.
- Пуртов В. К., Анфилогов В. Н., Егорова Л. Г. Взаимодействие базальта с хлоридными растворами и механизм образования кислых расплавов // Геохимия, 2002. № 10. С. 1084–1097.
- Симонов В. А., Колобов В. Ю., Пейве А. А. Петрология и геохимия геодинамических процессов в Центральной Атлантике. Новосибирск: НИЦ ОИГГМ, 1999. 224 с.
- Таусон Л. В. Геохимические типы и потенциальная рудоносность гранитоидов. М.: Наука, 1977. 279 с.
- Формации титаномагнетитовых руд и железистых кварцитов. Свердловск, 1984. 264 с.