Орехов А. А., Гоневчук В. Г.
Некоторые особенности состава, генезиса и металлогенической специализации интрузивных комплексов юго-западной части Кавалеровского рудного района (Приморский край, Россия)
Кавалеровский район, известный как один из крупнейших оловорудных районов России, является примером пространственно-временного совмещения «запрещенной», по мнению некоторых исследователей, рудной ассоциации олово – золото [4, 1].
Нами были исследованы особенности состава магматических ассоциаций юго-западной части района (рис. 1):
– оловоносной трахиандезит-монцонитовой ассоциации Березовско-Араратского комплекса (Березовский и Араратский интрузивы) и полиметально (колчеданно)-оловянной металлогенической специализацией;
– интрузивных пород незначительных по размерам тел золотоносных участков Соболиного и Порубского (медно-золотая металлогеническая специализация с молибденом и вольфрамом).
По химическому составу породы Березовского, Араратского и Соболиного ареалов достаточно близки, но выявляются некоторые существенные их различия.
На петрохимических диаграммах (рис. 2) изменение отношения K/Na фиксирует разную эволюцию: Березовский массив – возрастание отношения K/Na с ростом SiO2; Араратский массив – уменьшение значения K/Na; «золотоносная ассоциация» – переход тренда из поля калиевых в поле натровых разностей. Причиной этих различий, по нашему мнению, могли быть разные содержания H2O, F и Cl в расплавах. Для золотоносной ассоциации характерны высокие значения H2O и Cl. Понижение содержания H2O и смена хлорной специфики на фторную фиксируется для Араратского и Березовского массивов.
Многие исследователи в качестве важнейшего фактора разной металлогенической специализации магматических систем рассматривают разный состав флюидной фазы расплавов [3]. В частности, отмечается преобладание хлора в золотоносных и фтора в оловоносных системах.
Результаты наших исследований показывают, что как содержания хлора, так и фтора в породах «оловоносного» Араратского массива выше, чем в «золотоносных» гранитоидах Соболиного ареала. Это объясняется, в первую очередь, тем, что в последних флюид интенсивно выносится, увлекая с собой золото, а в первых – в большей мере накапливается в остаточном очаге.
На диаграмме соотношения разноокисленных форм железа и основных параметров разделения гранитоидов I и S типов (рис. 3) породы «золотоносной ассоциации» – наиболее окисленные, «оловоносной» – восстановленные. Тренд «золотоносной ассоциации» указывает на ее развитие как системы восстанавливающейся. Оловоносная система имеет сложную эволюцию: тренд Березовского массива – окисление и Араратского – переменный режим. Характерно, что в поле оловоносных ассоциаций по выборке [2] находится только ранняя фаза Березовского массива (наиболее вероятная связь оловянного оруденения с его становлением).
Более обобщенно эволюция исследуемых систем выявляется на диаграмме, учитывающей изменение окисленности пород по мере роста содержания SiO2, что соответствует их последовательности во времени (рис. 4).
Развитие «оловоносных» ассоциаций Березовско-Араратского комплекса связано с окислением, особенно резким на заключительных фазах, а развитие «золотоносной ассоциации» – с восстановлением, наиболее значительном в гранитах, где присутствуют прожилки золотоносного кварца.
Полученные результаты позволяют высказать предположение, что породы Березовского, Араратского и Соболиного ареалов – производные одного первичного магматического очага. Различия их составов и металлоносности могут быть связаны с разными условиями эволюции расплавов во вторичных очагах или кристаллизационных камерах, занимавших разное положение относительно зоны субширотного растяжения – канала для проникновения восстановительных подкоровых растворов. Это предположение подтверждается одинаковым возрастом пород по результатам изотопно-геохронологического (K-Ar по биотиту, амфиболу) датирования: оловоносная ассоциация – 98–105 млн лет, золотоносная – 103.5–105 млн лет. Кроме того, наблюдается сходство отношений изотопов свинца и серы галенитов из оловорудного (с золотом) месторождения «Искра» и рудопроявления «Соболиное-1».
Исследования выполнены при поддержке ДВО РАН (проект 05-3-Г-08-090) и РФФИ (проект 04-05-65270).
Литература
1. Гоневчук В. Г. Оловоносные системы Дальнего Востока: магматизм и рудогененез. Владивосток: Дальнаука, 2002. 298 с.
2. Налетов Б. Ф. Гранитоиды с оловянным, вольфрамовым и медно-молибденовым оруденением. М.: Наука, 1981. 230 с.
3. Холоднов В. В., Бушляков И. Н. Галогены в эндогенном рудообразовании. Екатеринбург: УрО РАН, 2002. 322 с.
4. Юшманов Ю. П. Золото-медно-порфировые магматогенно-рудные системы Соболиного рудного узла в Центральном Сихотэ-Алине // Геология и горное дело в Приморье: Тез. докл. конф. Владивосток, 2000. С. 102–103.
5. Takashi M., Aramaki S., Ishihara S. Magnetite-series/ilmenite-series vs. I-type/S-type granitoids // Mining Geol. Special Issue, 1980. № 8. P. 13–28.
Рис. 1. Схематическая геологическая карта юго-западной части Кавалеровского рудного района
1 – аллювиальные отложения; 2–4 – вулканические породы: 2 – кислого состава, преимущественно лавы (богопольские), 3 – кислого состава, преимущественно туфы (богопольские, сияновские), 4 – среднего состава (синанчинские); 5–7 – терригенные породы: 5 – Усть-Колумбинская свита, 6 – Светловоднинская свита, 7 – Лужкинская свита; 8 – богопольские гранит-порфиры; 9 – граниты и лейкограниты (шумнинские); 10 – гранодиориты золотоносной ассоциации; 11 – монцонитоиды Березовско-Араратского комплекса; 12 – зоны разломов; 13 – месторождение Искра; 14 – золотоносная россыпь Соболиная; 15 – интрузивные тела: Араратское (1), Антоновское (2), 16 – район исследований на врезке.
Рис. 2. Диаграммы зависимости содержания (а) и соотношения (б) щелочей от кремнекислотности в магматических породах.
Рис. 3. Соотношение окисленности железа и основных параметров разделения гранитоидов I и S типов в магматических породах.
Рис. 4. Показатели оловоносности магматических комплексов.