Г. С. Гусев1, В. А. Килипко1, Н. В. Межеловский2, А. Ф. Морозов3
1 – Институт минералогии, геохимии и кристаллохимии
редких элементов, г. Москва; 2 – Межрегиональный центр
по геологической картографии, г. Москва; 3 – Министерство природных ресурсов РФ, г. Москва
 

Методика прогнозно-металлогенического районирования

Прогнозно-металлогенические карты, сопровождающиеся прогнозно-металлогеническими разрезами и гипертекстовым описанием металлогенических и рудных объектов, представляют собой достаточную основу для постановки прикладных региональных прогнозно-поисковых работ, синтеза закономерностей формирования и локализации месторождений полезных ископаемых. Подготовка перечисленных материалов осуществляется с позиций металлогенического анализа объектов всего масштабного ряда. Таксоны обзорного масштаба – металлогенические пояса и области покровно-складчатых сооружений и современных островных дуг, мегапровинции и провинции платформ, современных пассивных окраин и океанов; мелкого масштаба – покровно-складчатые металлогенические мегазоны и зоны, платформенные субпровинции и бассейны; среднего масштаба – соответственно рудные районы и суббассейны. Крупный масштаб – рудные узлы и поля. Детальный масштаб – месторождения, участки тела и залежи (табл. 1).
Как это было определено основоположниками отечественной металлогении [1 и др.], фундаментальной основой металлогенического анализа является генетическая взаимосвязь геологических и рудообразующих процессов. Современная модификация металлогенического анализа базируется на теоретических положениях плюм-плитотектонической концепции формирования земной коры. Этот анализ представляет собой изучение в пространстве и во времени парагенетических связей рудных формаций с геологическими формациями, структурными, метаморфическими, метасоматическими и гипергенными преобразованиями в геодинамических обстановках всех стадий рудообразования. В собственно рудном
Таблица 1
Иерархия металлогенических таксонов полного масштабного ряда
(по [4, 8] с изменениями)
Класс
Ранг и название
таксона
Площадь,
км 2
Масштаб
Название
масштаба
1
Глобальный – пояс
и мегапровинция
n´ 106-7
1:10 000 000 и мельче
Обзорный
2
Трансрегиональный –
область и провинция
n´ 105-6
1:5 000 000
Обзорный
3
Региональный – мегазона
и субпровинция
n´ 105
1:2 500 000
Обзорный
4
Территориальный – зона
и бассейн
n´ 104
1:1000 000
Мелкий
5
Локальный – район
и суббассейн
n´ 102 -3
1:200 000
Средний
6
Малый 1-го порядка –
рудный узел
n´ 102
1:50 000
Крупный
7
Малый 2-го порядка –
рудное поле
n´ 101
1:25 000
Крупный
8
Малый 3-го порядка –
месторождение
n´ 100
1:10 000
Детальный
9
Малый 4-го порядка –
участок
n´ 10-1
1:5000
Детальный
10
Малый 5-го порядка –
тело и залежь
n´ 10-2-3
1:1000
Детальный
отношении по результатам металлогенического анализа устанавливаются: 1) источники полезных компонентов, пути их миграции, условия и механизмы концентрации; 2) условия локализации и сохранения месторождений [2, 4, 5].
Основное содержание приемов современного металлогенического анализа на геодинамической основе опубликовано в специальной серии методических руководств. В аспекте металлогенического районирования и ресурсной оценки территорий в полной мере они реализованы на карте “Схема металлогенического районирования России” [6]. Генетические связи рудообразующих процессов с тектоническими структурами и геодинамическими процессами отражены на ней путем обособления металлогенических объектов в границах тектонических единиц и в рудно-формационных подразделениях, классифицированных не только по составам, но и геодинамическим обстановкам их формирования. Другая принципиальная особенность этой карты состоит в интегральной рудно-формационной и ресурсной характеристике всего разреза и всей площади каждого конкретного таксона.
Таблица 2
Количество месторождений различной размерности для определения геологической ресурсности металлогенических объектов
Металлогенические
объекты
Месторождения
Уникальные
Крупные
Средние
Малые
Название и площадь, км2
Категория ресурсности
Количество в металлогеническом
объекте (в скобках необязательное)
Пояс, мегапровинция
n´ 107
a – высоко-
ресурсная
>1
>10
b – умеренно-
ресурсная
3–4
Область, провинция
n´ 105-6
a – высоко-
ресурсная
(1)
≥6
b – умеренно-
ресурсная
1–2
>10
Мегазона, субпровинция
n´ 105
a – высоко-
ресурсная
(1)
4–5
5–10
b – умеренно-
ресурсная
2–4
Зона, бассейн
n´ 104
a – высоко-
ресурсная
(1)
2–3
5–9
5–10
b – умеренно-
ресурсная
1
5–9
Рудный район, суббассейн
n´ 103
a – высоко-
ресурсный
(1)
1
5–6
≥ 5–10
b – умеренно-
ресурсный
(1)
4–5
Рудный узел,
ареал
n´ 102
a – высоко-
ресурсный
(1)
1
3–4
>5–10
10–20
b – умеренно-
ресурсный
2–3
Рудное поле
n´ 101
a – высоко-
ресурсное
1
1–2
>1
b – умеренно-
ресурсное
1
Правомочность такого интегрального подхода к металлогеническому районированию обосновывается унаследованным, телескопированным, реювенированным по Д. В. Рундквисту [7, 8] характером накопления полезных компонентов, который обеспечивает устойчивое сохранение металлогенической специализации разрезов земной коры на протяжении всей истории их развития. Главный картируемый объект – металлогеническая зона, геологические и ресурсные признаки которой являются вполне достаточными для обоснования площадей первоочередных региональных геологических исследований масштаба 1:1000 000 (геолого-съемочных, прогнозно-геохимических, геофизических).
Рудная специализация и оценка ресурсов металлогенических единиц исследуется на комплексной основе с использованием: прямых рудных и геохимических признаков – размеры месторождений и содержания полезных компонентов, размеры геохимических аномалий и количественные содержания аномалеобразующих химических элементов; косвенно-прямых предпосылок – общегеологических (формационных, рудно-формационных, структурных и др.), геофизических (магнитных, гравиметрических и т. д.) и дистанционных; косвенных предпосылок – геологических знаний и общетеоретических моделей (геодинамических, палеогеографических и др.).
Прямые рудные и геохимические признаки являются параметрами количественных расчетов запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых. На базе косвенно-прямых предпосылок ресурсность оценивается в форме приблизительных количественных расчетов в основном методом геологической аналогии, а на основе косвенных предпосылок – в качественной форме [3, 9].
Включение в состав металлогенической характеристики параметров известных и прогнозируемых полезных ископаемых позволяет перейти от стандартного, регистрационного металлогенического районирования к прогнозно-металлогеническому районированию двух видов: комплексному – по всем полезным ископаемым и монометальному – по одному виду полезных ископаемых.
По величине ресурсов, металлогенические и рудные таксоны подразделяются на четыре разновидности: высокоресурсные – с известными и прогнозируемыми уникальными, крупными и средними месторождениями; умеренноресурсные – с известными и прогнозируемыми средними и, в основном, малыми месторождениями; потенциально высокоресурсные – с известными рудопроявлениями (или без них) и прогнозируемыми уникальными, крупными и средними месторождениями; потенциально умеренноресурсные – с известными рудопроявлениями (или без них)
и прогнозируемыми средними и, в основном, малыми месторождениями (табл. 2).
Карта прогнозно-металлогенического районирования составляется с использованием комплексных прогнозно-металлогенических моделей полных разрезов конкретных металлогенических и рудных объектов. В состав таких разрезов входят четыре составляющие: центральный блок – колонка стратифицированных геологических формаций; блок слева – колонки разновидностей преобразований; блок справа – колонки интрузивных геологических формаций; последний блок – рудно-формационный и ресурсный. В колонках первых трех блоков в форме знака месторождения и индекса рудной формации отражается роль геологической формации и разновидности преобразования в формировании и локализации месторождения известной и прогнозируемой рудной формации: рудовмещающая, рудообразующая или одновременно и рудовмещающая и рудообразующая. Все колонки содержат возрастные и геодинамические характеристики геологических тел (рис.).
Описательная информация формируется в виде гипертекста и содержит структурно-вещественные и рудные характеристики геологических тел по всему разрезу и площади металлогенической единицы. В том числе: 1) характеристику разломных и геологических границ; 2) обоснование расчленения геологического разреза на структурные этажи и ярусы; 3) возрастные и структурно-вещественные характеристики геологических и рудных формаций; 4) обоснование геодинамических обстановок формирования геологических и рудных формаций; 5) геохимические и иные признаки источников, условий, механизма миграции и концентрации полезных компонентов; 6) обоснование ресурсности видов полезных ископаемых.
 
Литература
  • Билибин Ю. А. Металлогенические провинции и металлогенические эпохи. М.: Госгеолтехиздат, 1955. 88 с.
  • Методика геодинамического анализа при геологическом картировании / Г. С. Гусев, М. В. Минц, Д. И. Мусатов и др. М.: Недра, 1991. 204 с.
  • Методика количественной оценки рудоносности геологических формаций по геолого-геохимическим данным при средне-мелкомасштабном картировании. Методические рекомендации / Г С. Гусев и др. М.: ИМГРЭ, 2001. 66 с.
  • Овчинников Л. Н. Прогноз рудных месторождений. М.: Недра, 1992. 308 с.
  • Основы металлогенического анализа при геологическом картировании. Металлогения геодинамических обстановок / Гл. ред. Н. В. Межеловский. М.: Роскомнедра, Геокарт, 1995. 468 с.
  • Схема металлогенического районирования России. Масштаб 1:5 000 000 / Н. В. Межеловский, А. Ф. Морозов, Г. С. Гусев. М.: МПР РФ, ИМГРЭ, 2002.
  • Рундквист Д. В. Глобальная металлогения // Смирновский сборник – 95, 1995. С. 92–123.
  • Рундквист Д. В. Современные проблемы металлогении // Вестник АН СССР, 1984. № 8. С. 74–85.
  • Технология прогнозной оценки металлогенических зон, рудных районов и узлов при МГХК-1000 и МГХК-200 / Л. А. Криночкин и др. М.: ИМГРЭ, 2002. 160 с.