Ф. Р. Ардисламов
Башкирский государственный университет, г. Уфа
Геологическое строение и рудоносность
Барангуловского габбро-гранитного массива (Ю. Урал)
(научный руководитель В. И. Сначев)
 
Работа написана по материалам, собранным автором во время прохождения производственной практики в лаборатории “Рудных месторождений” ИГ УНЦ РАН в 2003 г., а также по опубликованной литературе и фондовым отчетам.
Барангуловский габбро-гранитный массив расположен в северной части зоны Уралтау (Ю. Урал). Некоторые общие сведения, касающиеся, главным образом, гранитов, были впервые приведены Н. Н. Дингельштедтом, позднее Д. Г. Ожигановым, первые радиологические определения выполнил М. А. Гаррис. Петрография и петрохимия гранитов были охарактеризованы А. А. Алексеевым [1]. Позднее петрографическое и петрохимическое описание ультраосновных, основных и кислых пород в составе единого Барангуловского массива было дано Г. И. Богатыревой и В. И. Козловым [2]. Возраст массива надежно установлен уран-свинцовым методом по цирконам из гранитов В. А. Коротеевым и др. [3] и составляет 650±15 млн лет.
Барангуловский габбро-гранитный массив расположен в междуречье рр. Вишневый Ключ, Рясток, Городской Ключ. Он представлен линзовидным телом размером 10×5 км, вытянутым с юго-запада на северо-восток, имеющим сложные состав и внутреннее строение. На геологической карте отчетливо выделяются три полосы интрузий более или менее однородного строения: 1) юго-восточная, наиболее выдержанная, длиной до 8 км при максимальной ширине до 4 км – гранитоидного состава; 2) центральная шириной до 2.5 км и длиной около 7 км с пережимом в средней части – габбрового состава и 3) северо-западная линзовидная размером 3×1 км, сложенная гранитоидами; в этой части наблюдаются разобщенные с основным массивом небольшие тела габброидов и гранитоидов.
Габброиды представлены, в основном, габбро-диабазами и собственно габбро. Среди гранитоидов отмечены различные по составу и последовательности образования породы: кварцевые диориты, нормальные граниты и их лейкократовые разновидности, аплитовидные граниты и гранит-порфиры завершающей жильной серии. Подробное описание вещественного состава пород и их взаимоотношений в разрезе содержится в опубликованной работе [4].
Барангуловский поисковый участок, перспективный на редкометальную минерализацию, был выделен при детализации U-Th аномалий, приуроченных к коренным выходам рассланцованных слюдизированных гранитов [1ф]. По данным спектрального полуколичественного анализа были намечены контуры положительных геохимических аномалий Be, Y, Yb, Ce, La, часть из которых пространственно совпадает с пониженными участками местности (пологими склонами, оврагами и долинами ручьев), а другая часть приурочена к положительным формам рельефа и связана с зонами катаклазированных слюдистых гранитов. Последние были отнесены геологами-съемщиками к фации метасоматических грейзенизированных гранитов, содержащих вкрапленность флюорита [4].
С целью оценки так называемых грейзенизированных гранитов на коренное редкометальное и урановое оруденение на участке были пробурены 9 поисковых скважин глубиной от 33.6 до 107.2 м, в среднем, до 50–60 м. Результаты опробования по скважинам не выявили промышленного редкометального оруденения, но подтвердили наличие повышенных концентраций названных элементов в измененных гранитах. Учитывая малый эрозионный срез интрузивного тела, был сделан вывод о возможности концентрации редких металлов в зоне эндоконтакта на глубине 150–300 м [2ф].
В 2001 г. сотрудниками лаборатории “Рудных месторождений” проводились тематические работы в пределах зоны Уралтау. Рекогносцировочными маршрутами были охвачены северная и центральная наиболее обнаженные части Барангуловского габбро-гранитного массива. Эти исследования подтвердили незначительный эрозионный срез массива, что является благоприятным фактором в отношении поиска минерализации на глубину. Выборочное штуфное опробование за пределами Барангуловского массива не выявило аномально высоких содержаний редких элементов.
В 2003 г. на площади распространения габбро-гранитного массива нами были продолжены поисковые работы, в ходе которых проведено опробование ранее выявленных положительных геохимических аномалий, зон “грейзенизации”, экзо- и эндоконтактов гранитоидного массива. Также проведена ревизия старых горных выработок с выборочной их расчисткой и взятием штуфных образцов. Были проведены работы по выявлению флюоритсодержащей разности в слюдизированных гранитах (концентрация фтора до 0.37 %) и изучению распределения в них бериллия, что является перспективным направлением при поиске месторождений тантала и ниобия [4]. Всего отобрано 89 штуфных проб, из двух выработок отобраны две 10-килограмовые пробы на минералогический анализ. Расчищены и углублены до возможных пределов 10 шурфов, пространственно совпадающих с контурами геохимических аномалий.
Ранее было установлено что гранитная интрузия принадлежит к формации мезоабиссальных дифференцированных гранитных комплексов, характерных для консолидированных складчатых областей и срединных массивов, где обычно развита редкометально-редкоземельная минерализация [4]. В результате исследований показано, что среди кислых интрузивных пород массива особенный интерес представляют лейкократовые граниты, которые образуют небольшие куполовидные и дайкообразные тела среди нормальных гранитов. Хотя они и обеднены Li и Y (содержание ниже кларковых), но концентрация Be превышает кларк в 6 раз, F – в 5 раз, Sn – в 3–7 раз. Выраженная геохимическая специализация на Be, F, Sn обычно свойственна редкометальным гранитам, испытавшим глубокую дифференциацию гранитного расплава [4]. Именно в таких дифференцированных лейкократовых гранитах минералогическим анализом были обнаружены единичные зерна колумбита (устное сообщение В. В. Архангельской, ВИМС) [4]. По данным атомно-абсорбционного анализа в 10 образцах содержание Nb составило 0.01–0.019 %, Ta – 0.008–0.011 % (минимальное промышленное для Ta составляет 0.008–0.01 %), что позволяет относить данные граниты к потенциально танталоносным.
 
Литература
1. Алексеев А. А. Петрографические и петрохимические особенности гранитов зоны Урал-Тау Башкирского Урала // Тез. докл. Втор. Уральск. петрогр. совещ., Свердловск, 1966.
2. Богатырева Г. И., Козлов В. И. Петрографическая и петрохимическая характеристика интрузивных пород антиклинория Урал-Тау в Тирлянском районе на Южном Урале // Материалы по геологии и полезным ископаемым Южного Урала, 1972.
3. Коротеев В. А., Краснобаев А. А, Нечеухин В. М. Геохронология и геодинамика верхнего протерозоя севера Евразии // Рифей Северной Евразии, Екатеринбург, 1997. С. 28–36.
4. Рыкус М. В., Сначев В. И., Насибуллин Р. А. и др. Осадконакопление, магматизм и рудоносность северной части Уралтау // Уфа: РИЦ БГУ, 2002. 206 с.
Фондовая
1. Иванов А. И. Отчет о геологической съемке масштаба 1:50000 в Инзеро-Тирлянском районе на западном склоне Южного Урала. 1936. ТФ ГГУП “Башгеолцентр”.
2. Козлов и др. Геологическое строение Тирлянского района на Южном Урале. Отчет о геологической съемке М 1:50000 Тирлянской партии за 1964–1968 гг. Уфа: БТГУ, 1969. 420 с.