Монгуш А. А., Ойдуп Ч. К., Агафонов Л. В., Прудников С. Г.
Золото в системе офиолиты–пространственно ассоциирующие с ними россыпи (на примере Тувы и Монголии)


Несмотря на то, что рудные формации золота в офиолитах малопродуктивны в отношении рудных концентраций и обладают незначительным россыпеобразующим потенциалом, наблюдается закономерная пространственная связь между офиолитами и россыпными месторождениями золота в пределах офиолитовых зон Тувы и Монголии. Данный вывод обусловлен следующим: 1) ультрамафит-мафиты офиолитов и сформированные по ним метасоматиты обладают повышенным содержанием золота; 2) венд-нижнекембрийская офиолитовая ассоциация повсеместно претерпела метаморфизм зеленосланцевой фации, что является Р–Т благоприятным фактором для переноса, собирательной перекристаллизации и локализации золота в офиолитовых зонах; 3) более половины золото-россыпных районов Тувы и некоторые золотоносные россыпи Монголии локализованы в пределах офиолитовых зон;4) офиолитовые зоны неоднократно испытывали тектоно-магматическую активизацию с наложенными гидротермальными процессами; 5) золото испытывает определенную эволюцию по составу от коренных источников при его транспортировке и переотложении в россыпях в условиях гипергенеза.
Если первые четыре положения достаточно изучены, то последнее нуждается в детальном обосновании. С этой целью был исследован состав золота: а) из пород 10 мафит-ультрамафитовых массивов, представляющих офиолитовую ассоциацию Тувы и Монголии (149 анализов); б) в шлиховых ореолах ультрамафит-мафитовых массивов – Копсекского, Малокоптинского, Шишхидского, Наранского, Джаргалантуйского, Эгийнгольского, массивов Хара-Ноенской зоны разломов и зоны разломов хр. Нэмэгт (163 анализа); в) в 7 золотоносных россыпях золота, приуроченных к офиолитовым поясам Тувы и Западного Саяна, в т.ч. Каахемскому поясу – Кара-Хем, Неожиданный, Кара-Ос, Кара-Бельдыр, Куртушубинскому поясу – Золотая, Коярд и Алгияк (87 анализов). Золото в коренных объектах выделялось из протолочек весом 5–10 кг.
Большинство офиолитовых массивов широко известны в литературе и хорошо исследованы, последняя сводка по некоторым из них опубликована Л.В. Агафоновым с соавторами [1]. Данные о составе золота иллюстрируются таблицей и рисунками 1 и 2. Породы других массивов, состав золота из которых не отражен в таблице, представлены следующими разновидностями: Сольджерский массив – дунит, Шагонарский массив – хромит, Малокоптинский массив – антигоритовый серпентинит, Шаранурский массив – лиственит, Карахемский массив – лиственит. Анализы золота из пород этих и других массивов, а также шлиховых ореолов офиолитовых ультрамафит-мафитовых массивов региона опубликованы ранее [2, 4]. Из новых данных в таблице приведен состав золота из лиственита Агардагского массива (табл.). Исследование шлифа образца этой породы показал ее существенно кварц-карбонатный состав.
 
Таблица
 
Состав золота из коренных источников офиолитовых мафит-ультрамафитовых массивов и россыпи Золотая, мас. %
 
Характер выделения золота в породах остается невыясненным, поскольку их минераграфическое изучение не проводилось. Большая часть золотин представляла пластинки размером от 0.05 до 0.5 мм со следами механических ударов (ковки) во время дробления. Крупные, порядка 1 мм, зерна золота отмечались в хромититах Шишхидского, Нижнетарлашкинского, Копсекского массивов и серпентинитах Карашатского массива. В последнем, в отличие от первых трех, где золотины имели округлую и неправильную пластинчатую форму, зерна представляли вытянутые пластинчатые параллелограммы, при надавливании на которые иглой они раскалывались на более мелкие фрагменты с такой же формой, что связано с необычным составом золота (см. табл.). В некоторых пробах, наряду с крупными зернами, отмечались пылинки золота, едва различимые под микроскопом, что не исключает их самостоятельную природу. Встречались также золотины разного размера в сростках с другими минералами.
Относительно формационной принадлежности изученных коренных источников золота отметим следующее. Многими исследователями с породами мафит-ультрамафитовых массивов офиолитов связывается благороднометальное оруденение хромит-платиноидного, золото-лиственитового, золото-родингитового типов. Вопросы концентрирования золота, так же как и платиноидов, в породах таких массивов в настоящее время не имеют однозначного решения, однако, основным источником металлов во всех случаях могут служить офиолитовые мафиты и ультрамафиты, которые характеризуются высокими кларками золота и элементов платиновой группы. Эти породы вместе с указанными типами благороднометальной минерализации в последнее время предложено выделять в качестве золото-платиноидной мафит-ультрамафитовой формации [3].
Как видно из рисунка 1 состав золота из коренных источников характеризуется большим разнообразием, при этом оно разделяется на пять групп: 1) амальгама из аподунитового серпентинита Карашатского массива, 2) электрум, ртутистый электрум из лиственита Карахемского массива, 3) медистое золото и 4) медистое золото с каемкой серебристого золота из лиственита Агардагского массива, 5) высокопробное золото с примесью серебра менее 27 % из хромититов, дунитов, клинопироксенитов, антигоритовых серпентинитов и лиственитов остальных изученных массивов. Наиболее характерным для офиолитов является золото пятой группы.
В золоте из шлиховых ореолов ультрамафит-мафитовых массивов отмечается постепенное облагораживание его состава, при этом максимальное количество анализов характеризуют золото с пробностью более 950 (рис. 2). Золото из россыпей, приуроченных к офиолитовым поясам, по сравнению с золотом из коренных пород и шлиховых ореолов изученных массивов, обладает наиболее однородным составом. Здесь почти не отмечаются примеси меди и ртути, большая часть золота характеризуется пробностью 850–950 (см. рис. 2). Преобладание в россыпях высокопробного (800–950) золота объясняется гипергенным «облагораживанием» более низкопробного золота, поступающего из различных коренных источников. Последний факт подтверждается исследованиями золотин из россыпи р. Золотой, центр которых имеет пробность в среднем 858, а периферия представлена высокопробной разновидностью в среднем 984 (см. табл.).
Таким образом, коренные источники золота в отдельных массивах офиолитов характеризуются большим разнообразием типов золотого оруденения, что связано с тектоно-магматическими преобразованиями в земной коре изначально самостоятельной золото-платиноидной ультрамафит-мафитовой формации. В системе офиолиты–россыпи происходит постепенное «облагораживание» состава золота под воздействием гипергенных процессов.
Исследования проведены при финансовой поддержке РФФИ, гранты №№ 05-05-97210, 05-05-97214, 05-05-97216, 06-05-64118.
 
Литература
 
1.      Агафонов Л. В., Лхамсурэн Ж., Кужугет К. С., Ойдуп Ч. К. Платиноносность ультрамафит-мафитов Монголии и Тувы. Улаанбаатар, 2005. 224 с.
2.      Агафонов Л. В., Монгуш А. А., Ойдуп Ч. К. Особенности состава золота из пород ультрамафит-мафитовых массивов Тувы и Монголии// Состояние и освоение природных ресурсов Тувы и сопредельных регионов Центральной Азии. Геоэкология природной среды и общества. Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2004. С. 27–37.
3.      Агафонов Л. В., Монгуш А. А., Ойдуп Ч. К. О золото-платиноидной мафит-ультрамафитовой формации // Золото Сибири и Дальнего Востока. Тез. III Всеросс. симпозиума. Улан-Уде: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. С. 5–6.
4.      Ойдуп Ч. К., Монгуш А. А., Агафонов Л. В. Состав золота из лиственитов Карахемского ультрамафитового массива Тувы // Металлогения древних и современных океанов-2004. Достижения на рубеже веков. Миасс: ИМин УрО РАН, 2004. Т. II. С. 65–69.
 
Рис. 1. Состав золота из коренных источников на диаграмме Au–Hg+Cu–Ag. Треугольники – золото из лиственитов Агардагского (белые) и Карахемского (черные) массивов, прямоугольники – из серпентинитов Карашатского массива, ромбы – из остальных коренных источников офиолитов.
Рис. 2. Гистограммы распределения пробности золота.