В. С. Подкорытов, О. А. Мишанов, В. Н. Брюхов
Естественнонаучный институт Пермского государственного
университета, г. Пермь
университета, г. Пермь
vital_god@land.ru
Золотоносность Косинско-Кодзинского участка Верхнекамской впадины
(научный руководитель В. А. Наумов)
В настоящее время на территории РФ фиксируется дефицит полезных ископаемых, в связи с чем была утверждена подпрограмма «Минерально-сырьевые ресурсы» в рамках федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002–2010 годы)». Работа Пермского естественнонаучного института, направленная на поиски россыпного и коренного золота территории Пермского края, была утверждена федеральным агентством по недропользованию. Наиболее перспективным участком поисковых работ стала Верхнекамская впадина. В пределах впадины было выделено несколько перспективных площадей, в пределах которых проходило опробование. Авторы принимали участие в проведении полевых работ в качестве геологов на всех стадиях работ: выполняли геологические маршруты, вели описание разрезов и горных выработок, проводили полевое и лабораторное обогащение проб, проводили описание золота.
Косинско‑Кодзинский золотороссыпной участок был выделен по данным поисковых работ 1999–2003 гг. [Наумов и др., 2003]. Граница участка, перспективного для постановки дальнейших работ, была проведена по уровню золотоносности по долине р. Коса с содержанием косового золота выше 50 мг/м3 (рис. 1). В плане участок представляет собой отрезки долин р. Косы, Кодзи и Березовки. Площадь участка составляет 103 км2.
При изучении золотоносности притоков р. Косы – рек Кодзи и Березовки – было установлено достаточно равномерное распределение золота по продольному профилю долин рек [Наумов и др., 2003]. Среднее содержание косового золота достаточно высокое. Вследствие этого долины рр. Кодзь и Березовка были также полностью рекомендованы для постановки дальнейших геолого-оценочных работ (рис. 2).
Золотоносность мезозойских и палеозойских отложений.В бассейне р. Косы в верхнем течении распространены среднеюрские и нижнетриасовые породы, а среднем течении – верхнепермские. В формировании золотоносности выделенных перспективных отрезков долины участвовали среднеюрские и нижнетриасовые породы (бассейн р. Коса), в меньшей степени – верхнепермские (бассейн р. Кодзь).
Из 34 керновых проб верхнепермских отложений единичные знаки золота обнаружены в 19, содержание не превышало 30 мг/м3 [Голдырев, Брюхов, 2007]. Однако это частично связано с малым объемом проб (3–5 л). При предыдущих аналогичных исследованиях керна скважин свободного золота не установлено. Практически все обнаруженное золото относится к весьма мелкому (фракция 0.25 мм). Золото имеет уплощенный облик, листоватую и чешуйчатую форму. В некоторых скважинах встречена киноварь в пробах с глиной, имеющей красную или голубую окраску с прослоями красной. В одной пробе зафиксирована платина.
Из 90 обработанных проб нижнетриасовых отложений в 21 обнаружено золото, в одной – платина. Основная часть золота сосредоточена во фракции –0.25 мм, в виде мелких золотин. Золото имеет разнообразную форму: уплощенное, таблитчатое, тороидальное, шарообразное, агрегатное. Практически по всему разрезу скважин встречены знаки киновари, самородной ртути, флюорита, зерна барита. Морфология золота в отложениях триаса различная. Встречаются как уплощенные формы (россыпной тип), так и комковатые, и частицы агрегатного строения (рудный тип). Характерной особенностью такого золота в исследованных пробах является его слабая окатанность.
Среднеюрские породы в пределах участка представлены «рудной» и «надрудной» пачками. В поле развития среднеюрских пород были пробурены 3 скважины.
По керну скважин опробованы терригенные отложения «надрудной» пачки и глины «рудной» пачки.
По керну скважин опробованы терригенные отложения «надрудной» пачки и глины «рудной» пачки.
Золото «рудной» пачки было обнаружено только в 2 пробах из 9 проанализированных. Основная часть золота сосредоточена во фракции –0,25 мм. Форма золотин, в основном, уплощенная с неровными краями. Окатанность слабая. В пробах встречен пирит, в одной из проб 80 % тяжелой фракции составил сидерит, что характерно для глин «рудной пачки».
Из 37 проанализированных проб «надрудной» пачки золотоносными оказались 20. В них присутствуют единичные знаки золота. Основная часть золота сосредоточена во фракции –0.25 мм, в классе 0.25–0.5 мм обнаружены только единичные золотины. Их форма, в основном, уплощенная, иногда с неровными краями, окатанность слабая. В пробах встречены зерна киновари. При изучении керна скважин обнаружено присутствие минералов-индикаторов низкотемпературного гидротермального процесса — киноварь, барит, а также золото «рудного облика». По всему разрезу отложений встречается золото комковатое и агрегатного строения совместно с киноварью.
Золотоносность кайнозойских отложений. Довольно подробно были изучены четвертичные аллювиальные отложения. В вертикальном разрезе аллювия даже мелкое золото под влиянием гравитационного механизма формирует приплотиковые концентрации. Кроме того, повышенные содержания золота встречаются в русловом аллювии на различной высоте над плотиком – надплотиковые концентрации. Мощность таких золотоносных струй и линз может достигать первых метров, а протяженность – первых десятков метров.
Содержание золота в струях и линзах напрямую зависит от содержания галечного (или валунно-галечного) материала и достигает 200–300 мг/м3 и более [Осовецкий, 1986]. Так, в долине р. Косы содержание в одном из интервалов составило 219 мг/м3. Такое довольно сложное геологическое строение россыпей обусловливает низкую результативность опробования линз или струй с повышенной концентрацией золота при точечном опробовании. Необходима проходка глубоких шурфов (до 10 м) с валовым секционным опробованием, которое даст более реалистичную картину.
Таким образом, по гранулометрическому составу золото Косинско-Кодзинского участка относится к «тонкому». Подобное золото обладает высокими миграционными способностями и является труднообогатимым.
В результате проведенных исследований на Косинско-Кодзинском участке выделены два отрезка долины р. Косы перспективных на обнаружение золотороссыпных залежей. Первый – Верх-Косинский – находится в районе пос. Верх-Коса, протяженность его составляет 10 км; второй – Кодзинский – в районе устья р. Кодзь, его протяженность 3.5 км по течению р. Коса и 1.5 км – по течению р. Кодзи.
Присутствие в мезо-кайнозойских отложениях нескольких морфологических типов золота (комковидное разной формы и уплощенное окатанное) свидетельствует о наличии нескольких его первоисточников, но, исходя из этих морфологических особенностей золота, можно предположить, что основными его источниками являются промежуточные коллекторы пермского, триасового, юрского и мелового возраста, сложенные терригенными отложениями.
Присутствие киновари совместно с золотом «рудного» облика в коренных породах Косинско-Кодзинского участка указывает на то, что вмещающие толщи подвергались воздействию метасоматоз-гидротермальной деятельности. Практически повсеместное присутствие киновари, как по разрезу отложений, так и по площади, говорит о масштабности этого процесса.
Литература
1. Голдырев В. В., Брюхов В. Н. Отчет по геологическому объекту «Оценка ресурсного потенциала золота Верхнекамской впадины (Коми-Пермяцкий автономный округ)». Пермь, 2007. 309 с.
2. Наумов В. А., Пушкин С. А., Голдырев В. В. Отчет о поисках россыпного и коренного золота в отложениях мезо-кайнозоя Верхнекамской впадины. Пермь, 2003. 273 с.
3. Осовецкий Б. М. Тяжелая фракция аллювия. Иркутск: ИГУ, 1986. 259 с.