РЕФЕРАТУДК 553.491.8:553.525 (571.1/.5)
Особенности благороднометалльной минерализации в породах булкинского перидотит-габбрового комплекса (Западный Саян). Монгуш А.А., Агафонов Л.В., Попов В.А., Дружкова Е.К., Кужугет Р.В.
В результате сканирования минералов тяжелой фракции шлиховых и протолочных проб из Булкинского и Сыдыгского массивов булкинского комплекса на электронном микроскопе JSM-6380JA выявлены сплавы на основе Ag и Au, Au и Pt(?), медистое золото, висмуто-теллурид палладия, сросток высокосеребристого сплава и неидентифицированного соединения сплава PtAgAuFeCu, сплав на основе Au Pt(?), хонгшит (?). Полученные нами данные об особенностях благороднометальной минерализации в породах из массивов булкинского комплекса могут свидетельствовать об особых условиях петрогенезиса последних и не противоречат высказанному на основе петрологических данных заключению об образовании родоначального расплава массивов булкинского комплекса при взаимодействии мантийного плюма с океанической литосферной мантией с возможным участием контаминации гетерогенного по составу вещества континентальной мантийной литосферы.
Табл. 2. Библ. 8.
А. А. Монгуш1, Л. В. Агафонов2, В. А. Попов1,
Е. К. Дружкова1, Р. В. Кужугет1
1 – Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, г. Кызыл amongush@inbox.ru
2 – Институт геологии и минералогии СО РАН, г. Новосибирск
Особенности благороднометальной минерализации в породах
булкинского перидотит-габбрового комплекса (Западный Саян)
Исследованиями А. Ф. Коробейникова и его коллег в 1989 г. в породах Булкинского массива были установлены повышенные содержания платиноидов. Методом инверсионной вольтамперометрии они проанализировали 6 штуфных проб, в т.ч. в трех пробах выявили повышенные содержания Pt – 1.8 г/т (габбро), 5.76 г/т (рассланцованный пироксенит) и 6.4 г/т (амфиболизированное габбро). При этом в последней пробе содержание Ir составило 43 г/т [Коробейников, Пшеничкин, 1989ф]. Кроме того, О. М. Глазунов сообщил (устно), что в одной из проб из Булкинского массива «определялось до 3–5 г/т суммарной платины». Эти сведения, указывающие на определенные перспективы выявления практически значимого платинометального оруденения, легли в обоснование актуальности наших исследований.
В работе представлены результаты исследований, дополняющие полученные ранее предварительные данные по платиноносности пород Булкинского массива [Монгуш, Глазунов, 2007] – петротипного массива одноименного комплекса расслоенных перидотит-габбровых массивов Западного Саяна и Тувы [Бородина и др., в печати], а также первые данные о благороднометальной минерализации Сыдыгского массива, относящегося к булкинскому комплексу [Немцович, 1973; Государственная…, 2003; Монгуш и др., 2007]. Нами было проведено выявление и идентификация минеральных фаз благородных и некоторых других металлов в коренных и шлиховых источниках указанных массивов. Возвращаясь к дискуссии об особенностях геологического строения Булкинского массива [Монгуш, Глазунов, 2007] отметим, что по данным полевых наблюдений 2007 г. на Булкинском массиве, в гипсометрически выше залегающем блоке, представляющем, по нашему мнению, нижнюю часть расслоенной серии интрузии, наряду с лейкогаббро, оливиновыми лейкогаббро и лейкотроктолитами, встречаются их разновидности с существенно низкими содержаниями плагиоклаза или без него.
Методы исследований.Для проведения минералогических исследований из каждого массива было отобрано по одной протолочной пробе породы весом около 3–4 кг, а также отмыто три шлиховых пробы в пределах Булкинского массива. Протолочные пробы измельчались до крупности –0.1 мм. Из них, а также из «серого шлиха» шлиховых проб, посредством отмывания в воде выделялась тяжелая фракция объемом менее четвертой части спичечной головки. Полученная фракция монтировалась в специальные препараты, которые исследовались на аналитическом сканирующем электронном микроскопе JSM-6380JA фирмы JEOL Ltd. (Япония) в режиме «Kompo» в ИГиМ СО РАН. На основании энергодисперсионных спектров проводилась диагностика фаз акцессорных минералов (табл. 1), в отдельных случаях проводился точечный анализ химического состава образца (табл. 2). Необходимо отметить, что все данные, полученные на указанном микроскопе JSM-6380JA носят оценочный характер, и в дальнейшем требуют подтверждения и уточнения рентгеноспектральным (микрозондовым) методом анализа.
Объекты (образцы) исследований. Проба породы из Булкинского массива (Бл-71) с макроскопически видимыми единичными вкраплениями рудного минерала была отобрана из центральной части массива. Образец этой породы представлен оливиновым габбро c соотношением минералов: Pl – 60 %, Cpx – 20 %, Ol – 10 %, бурая роговая обманка < 5 %, Opx 1–2 %, рудные минералы (магнетит сульфоарсениды Co) – 1 %, шпинель – единичные зерна, хлорит – 1 % и карбонат < 1 % (секущие тонкие прожилки). В пределах центральной части Сыдыгского массива удалось выявить и опробовать породу с примазками медной зелени. Образец этой породы (Сд-5б) представлен оливиновым лейкогаббро, контактирующим с жилой оливинового меланогаббро, в качестве примесей здесь присутствуют роговая обманка (1–2 %), Opx в виде включений в Cpx – 1 %, рудные минералы, в т.ч. сульфиды и карбонаты меди (< 1 %). Вторичные изменения в этих образцах развиты незначительно.
Основные результаты сканирования минералов тяжелой фракции шлиховых и протолочных проб из Булкинского и Сыдыгского массивов булкинского комплекса, а также химический состав некоторых минеральных фаз благородных металлов приведены соответственно в таблицах 1 и 2. В пробе оливинового габбро Сд-5б из Сыдыгского массива выявлены борнит и халькопирит, в т.ч. с включением галенита в последнем, сплавы на основе Ag и Au, Au и Pt(?), медистое золото, висмуто-теллурид палладия, сросток высокосеребристого сплава и неидентифицированного соединения PtAgAuFeCu (точка 1-1, табл. 1, 2). Последнее определение, вероятно, является браком, но, в целом, оно может указывать на весьма неоднородный химический состав образца № 1. Кроме приведенных в таблице 1 образцов минералов, в данной пробе также обнаружены титаномагнетит и ильменит (с примерно одинаковым соотношением их содержаний), а также хромшпинелид.
В пробе оливинового габбро Бл-71 из Булкинского массива выявлены медистое золото, сплав на основе Au Pt(?), хонгшит (?), арсениды и сульфоарсенид кобальта. В шлиховых пробах из Булкинского массива преобладает титаномагнетит, реже встречается ильменит, выявлено одно зерно золото-серебрянного сплава, а также некоторые другие минералы (см. табл. 1).
Таким образом, в результате проведенных минералогических исследований в породах из массивов булкинского комплекса выявлен своеобразный набор минералов благородных металлов, отличающийся от благороднометальной минерализации в других массивах перидотит-габбрового формационного типов Тувы. Так, в породах из мажалыкского комплекса Восточной Тувы наиболее типичным акцессорным благородным металлом является высокопробное золото, иногда встречаются изоферроплатина и спериллит [Агафонов и др., 2004], а в пироксенитах с сульфидно-арсенидной минерализацией из зон вторичных изменений (Куртугойский массив) выявлены висмут-теллурид и теллурид палладия, теллурид платины [Агафонов и др., 1993]. С другой стороны, сплавы золота с серебром или медью, обнаруженные в изученных породах, характерны для пород из массивов альпинотипных гипербазитов не только Тувы [Ойдуп и др., 2004 и др.], но и Урала, и других регионов.
Полученные нами данные об особенностях благороднометальной минерализации в породах из массивов булкинского комплекса могут свидетельствовать об особых условиях петрогенезиса последних и не противоречат высказанному на основе петрологических данных заключению об образовании родоначального расплава массивов булкинского комплекса при взаимодействии мантийного плюма с океанической литосферной мантией с возможным участием контаминации гетерогенного по составу вещества континентальной мантийной литосферы [Бородина и др., в печати].
Работа проведена при поддержке РФФИ (07-05-00601, 08-05-98048).
Литература
1. Агафонов Л. В., Монгуш А. А., Ойдуп Ч. К. Особенности состава золота из пород ультрамафит-мафитовых массивов Тувы и Монголии // Состояние и освоения природных ресурсов Тувы и сопредельных регионов Центральной Азии. Геоэкология природной среды и общества. Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2004. С. 27–37.
2. Агафонов Л. В., Четвертаков И. В., Кужугет К. С., Ойдуп Ч. К. Платиноиды в дифференцированных габброидах Восточной Тувы // Геология и геофизика, 1993. № 2. С. 38–42.
3. Бородина Е. В., Монгуш А. А., Изох А. Э. Булкинский перидотит-габбровый расслоенный массив (Западный Саян) – синколлизионный тип расслоенных интрузивов // Геология и геофизика, в печати.
4. Государственная геологическая карта Российской Федерации масштаба 1:200 000. Изд. 2-е. Серия Западно-Саянская. Лист N-46-XXIX (Верхний Амыл). Объяснительная записка. СПб.: Картфабрика ВСЕГЕИ, 2003. 135 с.
5. Монгуш А. А., Глазунов О. М. Платиноносность габброидов Булкинского массива (Западный Саян) и особенности его внутреннего строения: предварительные данные // Металлогения древних и современных океанов–2007. Гидротермальные и гипергенные рудоносные системы. Миасс: ИМин УрО РАН, 2007. Т. II. С. 44–49.
6. Монгуш А. А., Лебедев В. И., Бородина Е. В., Дружкова Е. К., Попов В. А. Геологическая позиция и вещественный состав ультрабазит-базитовых комплексов из каледонид Тувы и Западного Саяна // Состояние и освоение природных ресурсов Тувы и сопредельных регионов Центральной Азии. Геоэкология природной среды и общества. Вып. 9. Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2007. С. 37–67.
7. Немцович В. М. Базитовые интрузии Тувы и их титаноносность / Дис. … канд. геол.-мин. наук. Л:. ВСЕГЕИ, 1973. 218 с.
8. Ойдуп Ч. К., Монгуш А. А., Агафонов Л. В. Состав золота из лиственитов Карахемского ультрамафитового массива Тувы // Металлогения древних и современных океанов-2004. Достижения на рубеже веков. Миасс: ИМин УрО РАН, 2004. Т. II. С. 65–69.