РЕФЕРАТ

УДК 552.45:549.613(476)

Особенности минерального состава протерозойских вторичных кварцитов юга Беларуси. Грек Е. В. // Металлогения древних и современных океанов–2008. Рудоносные комплексы и рудные фации. Миасс: ИМин УрО РАН, 2008.
 
В кристаллическом фундаменте Житковичского горста (юг Беларуси) распространены вулканогенные образования позднего протерозоя, подвергшиеся вторичным изменениям вплоть до образования серицитовых, андалузитовых, кианитовых и топазовых кварцитов, которые слагают Калиновский массив. По минеральному и химическому составу они сходны с близповерхностными гидротермально-метасоматическими образованиями типа вторичных кварцитов, широко распространенных в вулканических областях фанерозоя. Отличительной особенностью является присутствие кианита, который тесно ассоциирует с андалузитом и силлиманитом. Совместное нахождение этих минералов без признаков замещения, приуроченность их к средней части метасоматической колонки, а также отсутствие рассланцевания пород, указывают на то, что появление кианита было обусловлено не столько термодинамическими условиями, как обычно принято считать, сколько особенностями состава гидротермального раствора.
 
Библ. 10.

Грек Е.В.
Белорусский государственный университет, г. Минск, mret@mail.ru
Особенности минерального состава палеопротерозойских вторичных кварцитов юга Беларуси
(научный руководитель Н.В. Аксаментова)

В основу работы положен фактический материал по геологическому строению кристаллического фундамента Житковичского горста (юг Беларуси), собранный автором во время прохождения производственных практик в 2005-2008 гг. Особенностью строения этого района является неглубокое залегание кристаллического фундамента под четвертичными отложениями, что благоприятствовало его детальной изученности (фундамент вскрыт 2000 скважин), и распространение в его пределах относительно слабо метаморфизованных (эпидот-хлорит-кальцитовая ступень зеленосланцевой фации) вулканогенных образований позднего палеопротерозоя, не встречающихся на остальной территории Беларуси.
В северо-западной части горста вулканогенные образования интенсивно изменены и превращены в глиноземистые кварциты, слагающие Калиновский массив площадью около 2,7 км2. По геологическим и минералого-петрохимическим признакам они диагностируются как постмагматические гидротермально-метасоматические образования типа вторичных кварцитов (по Н.И. Наковнику), возникшие в результате кислотного выщелачивания кислых вулканитов и субвулканических диорит-порфиритов корневой части вулканической постройки [Аксаментова, 1994]. Под микроскопом были изучены кварциты из керна 40 буровых скважин. Среди них по составу ведущего минерала выделены серицитовые, андалузитовые, кианитовые и топазовые разновидности. Массив обрамляется широкой полосой (0,6-0,8 км) калишпатизированных пород, образовавшихся как по вулканитам, так и по окружающим их гранитам.
Серицитовые кварциты состоят из тонко-мелкозернистого агрегата кварца (50-70 %) и мелкочешуйчатого серицита (30-35 %). Последний концентрируется в промежутках между кварцевыми зернами или образует небольшие скопления, к которым иногда приурочен мусковит и хлорит. Андалузитовые кварциты помимо кварца (60-80 %) и серицита (15-20%) содержат андалузит, количество которого колеблется от 1-2 до 15 %. Наряду с андалузитом изредка встречается силлиманит (фибролит). Кианитовые кварциты по составу и внешнему виду близки к андалузитовым. Слюда (серицит, мусковит) составляет не более 7-10 % объема породы. Присутствуют реликтовые зерна андалузита. Кианит образует призматические кристаллы и зерна неправильной формы размером до 5-6 мм или сростки из 3-4 зерен, которые располагаются в участках, обогащенных кварцем. Содержание кианита варьирует от 3-4 до 15-20 %. Топазовые кварциты состоят в основном (~80 %) из субизометричных, иногда округлых зерен кварца, сочленяющихся по зубчатым границам или разделенных мелко-чешуйчатым мусковитом. Топаз представлен округлыми или округло-призматичес-кими бесцветными зернами. Во всех разновидностях кварцитов присутствуют силлиманит (фибролит) и акцессорные количества рутила, сфена, пирита, циркона. В кианитовых кварцитах появляются клинхлор и хлоритоид, в топазовых – флюорит, а содержание пирита достигает 5-10 %.
В пространственном размещении названных разновидностей кварцитов наблюдается латеральная зональность, выражающаяся в смене от периферии к центру массива серицитовых кварцитов андалузитовыми, далее кианитовыми и затем топазовыми. Причем в каждой более близкой к центру зоне сохраняются реликты ведущего глиноземистого минерала предыдущей зоны и появляются редкие зерна минерала, типичного для следующей зоны. Такая зональность, если не учитывать наличие кианита, сходна с фациальной зональностью массивов вторичных кварцитов фанерозоя, формирующихся в близповерхностных условиях. По аналогии с условиями формирования фанерозойских вторичных кварцитов [Наковник, 1954] можно предполагать, что образование серицитовых кварцитов внешней зоны Калиновского массива проходило в низкотемпературных условиях (100-200 ?С) в нейтральной или слабокислой среде (рН = 7-6), а глиноземистых кварцитов внутренней зоны в более высокотемпературной обстановке (300-400 ?С) под воздействием кислых растворов (рН = 5-4).
Особенностью минерального состава кварцитов Калиновского массива, отличающей их от типичных вторичных кварцитов, является наличие в них наряду с андалузитом силлиманита и кианита. Причем в зоне, переходной от андалузитовой к кианитовой, эти минералы встречаются совместно, образуя иногда сростки без признаков наложения одного минерала на другой. Кианит обычно не числится в качестве минерала, характерного для гидротермальных процессов, и считается показателем высокобарических условий минералообразования [Хлестов, 1970]. Совместное же нахождение в породах всех трех минеральных модификаций силиката алюминия рассматривается как свидетельство образования их в термобарических условиях, отвечающих инвариантной тройной точке в системе Al2O3-SiO2, параметры которой, по данным экспериментов [Питчер, 1967; Holdaway, 1977 и др.], варьируют в широких пределах (Т = 300-650 ?С, Р = 2,5-10 кбар). При этом полученные минимальные оценки давления эквивалентны давлению нагрузки на глубине свыше 8-10 км, что явно превышает глубины формирования вторичных кварцитов, которые, согласно наблюдениям в областях молодого вулканизма, составляют не более 1,5-2,0 км [Набоко, 1963].
Поскольку кварциты Калиновского массива, образовавшиеся за счет слабо метаморфизованных пород, не рассланцованы, т.е. не подверглись дополнительному тектоническому давлению, а кианит в ассоциации с андалузитом и силлиманитом приурочен к средней части метасоматической колонки, можно предполагать, что появление его не было связано с повышением давления. Судя по результатам моделирования метасоматизма, протекание метасоматических процессов при образовании вторичных кварцитов в большей степени зависит от характеристик флюида, чем от термобарических условий [Зарайский, 2007]. Очевидно, в образовании необычной для вторичных кварцитов минеральной ассоциации пород Калиновского массива основная роль принадлежала именно флюидной фазе. Высокая кислотность гидротермальных растворов, присутствие в них сильных кислот, таких как H2SO4 и HF, на что указывает повышенное содержание в кварцитах SO3 (до 2-4 %) и наличие топаза, привели к кислотному выщелачиванию вулканогенных пород, наиболее интенсивно проявившемуся в центральной части массива, где образовались кианитовые и топазовые кварциты.
Описания вторичных кварцитов с кианитом редки. К вторичным кварцитам Н.И. Наковник относил андалузит- и кианитсодержащие кварц-серицитовые сланцы и кианитовые кварциты протерозойского возраста, вмещающие колчеданное месторождение Болиден в Швеции [Наковник, 1968]. Тела кианитовых вторичных кварцитов, образовавшиеся на участках максимального кислотного выщелачивания вулканитов силурийского возраста, описаны на восточном склоне Среднего Урала [Рапопорт, 1970]. Серицит-кварцевые метасоматические породы с кианитом и топазом распространены в вулканическом сланцевом поясе на юго-востоке США; концентрации глиноземистых минералов в них достигают промышленных масштабов [Алексеев, 1976].
Высокие содержания глиноземистых минералов в кварцитах Калиновского массива и сходство его с массивами вторичных кварцитов других регионов позволяет рассматривать его как перспективный объект для поисков кварц-глиноземистого сырья.
 

Литература

1. Аксаментова Н.В. Минеральные типы и метасоматическая зональность протерозойских вторичных кварцитов Житковичского горста // Докл. АН Беларуси. 1994. Т. 38. № 6. 1994. С. 94-98.
2. Алексеев В.С. Теория и практика обогащения кианитовых руд. Л.: Наука, 1976. 199 с.
3. Зарайский Г.П. Эксперимент в решении проблем метасоматизма. М.: ГЕОС, 2007. 136 с.
4. Набоко С.И. Гидротермальный метаморфизм пород в вулканогенных областях. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 172 с.
5. Наковник Н.И. Вторичные кварциты // Измененные околорудные породы и их поисковое значение. М.: Госгеолтехиздат, 1954. С. 82-100.
6. Наковник Н.И. Вторичные кварциты СССР и связанные с ними месторождения полезных ископаемых. М.: Недра, 1968. 335 с.
7. Питчер У.С. Полиморфные модификации силиката алюминия // Природа метаморфизма. М.: Мир, 1967. С. 339-354.
8. Рапопорт М.С. Кианитовые алюмокварциты восточного склона Среднего Урала и роль кислотного выщелачивания в их образовании // Метаморфизм горных пород Урала. Свердловск: Издание Горного института им. В.В. Вахрушева, 1970. С. 43-45.
9. Хлестов В.В. Андалузит, силлиманит, дистен, ставролит, хлоритоид // Фации метаморфизма. М.: Недра, 1970. С. 344-353.
10. Holdaway M.J. Stability of andalusite and the aluminium silicate phase diagram // Amer. Joun. Sci. 1971. Vol. 271, № 2. P. 97-131.