874
Никандров С. Н., Никандров А. С.
Диаграммы распределения зарядов по структурным позициям амфиболов, пироксенов и слюд, как основа согласованной системы классификаций
Диаграммы распределения зарядов по структурным позициям амфиболов, пироксенов и слюд,
как основа согласованной системы классификаций
Никандров С.Н., Никандров А.С.
Ильменский государственный заповедник УрО РАН, nik@ilmeny.ac.ru
Минералы групп амфиболов, пироксенов и слюд, являясь одними из самых распространенных в земной коре, неизменно и постоянно привлекают к себе внимание исследователей. Причем, интерес здесь самый разносторонний. Это и изучение собственно минералов, как видов; и разработка классификационных схем для конкретных групп, как таксономических единиц в системе минералогии; и исследование особенностей состава с целью характеристики термодинамических условий образований и метаморфизма их при различных геологических реконструкциях; имеется также ряд других направлений исследований этих минералов.
Можно охарактеризовать состояние каждого из приведенных направлений в мировой науке. Здесь отметим лишь некоторые основные особенности, касающиеся вопросов классификации минералов рассматриваемых групп:
1. Для каждой из указанных систематических групп минералов специальными подкомитетами ММА разработаны классификационные схемы, рекомендованные ММА к применению (пироксены – [1], амфиболы [3], слюды [4]).
2. Классификационные схемы ММА опираются на определенные кристаллохимические особенности соответствующих групп. В силу этого, а также в связи с тем, что они разрабатывались в разное время и разными коллективами авторов, в их основу заложены разные принципы, что делает невозможным их сопоставление и согласование.
3. Каждая из упомянутых классификационных схем ММА является более прогрессивной по сравнению с более ранними. Тем не менее, каждая из них содержит противоречия, не разрешимые в рамках тех логических конструкций, на основе которых они разработаны. Некоторые из этих противоречий носят принципиальный характер.
Известно и многократно описано совместное нахождение минералов рассматриваемых групп в различных породных комплексах и ассоциациях, в том числе так называемые «биопириболы». Анализ данных по реальным минералам этих групп в ходе практической работы осуществляется на основе классификационных схем ММА. В силу особенностей классификационных схем ММА, приведенных выше, сопоставление минералов разных групп, даже принадлежащих к одной ассоциации, в рациональных параметрах принципиально невозможно (п. 2, выше). В ряде случаев имеются трудности в корректном анализе данных по реальным минералам той или иной отдельной группы (п. 3 выше). Отметим также, что ряд ведущих исследователей осознают несовершенство классификационных схем и номенклатуры минералов ММА рассматриваемых групп, о чем свидетельствуют не прекращающиеся публикации по этой проблеме, как в российской, так и в зарубежной литературе. В частности, одна из самых последних таких публикаций, посвященная номенклатуре амфиболов: [5].
В последние годы для минералов групп амфиболов, пироксенов и слюд нами разработаны классификационные схемы, основанные, в отличие от классификационных схем ММА, на совершенно иных принципах, в которых отсутствует большинство логических противоречий, присущих схемам ММА. Нами они названы «матричные модели». Кроме того, и это принципиально важно, они основаны на единых принципах, что позволяет согласовать их в сопоставимых параметрах.
Поскольку формат настоящей работы накладывает ограничения на перечень цитированной литературы (согласно циркуляру совещания – не более пяти наименований), то здесь мы опираемся на нашу последнюю работу [2], которая имеет сводный характер. В ней детально показаны архитектура матричных моделей групп амфиболов, пироксенов и слюд; принципы, заложенные в их основу и логика их разворачивания. Важным элементом работы [2] является обоснование принадлежности кристаллических структур этих минералов к единой гомологической серии (структуры, которые могут быть выведены из одного базисного структурного блока на основе определенного принципа его повторяемости). Кроме того, в цитируемой работе приводится библиография, включающая наши более ранние работы, а также ряд основных работ ведущих российских и зарубежных специалистов по проблеме классификации этих минералов (39 наименований).
Ключевым моментом данной разработки является отыскание такого параметра, который позволил бы поставить в рациональное соответствие друг относительно друга матричные модели всех трех групп минералов, тем самым согласовав их между собой. Для этого общие формулы рассматриваемых групп минералов, приведенные в соответствующих номенклатурных работах ММА [1, 3, 4], были определенным образом трансформированы. Формула пироксенов в [1] имеет вид М2М1Т2О6, упростив ее написание до вида АВТ2О6, как это принято во многих работах по пироксенам, и увеличив ее в четыре раза, получим итоговую формулу вида А4В4Т8О24. Формула амфиболов в [3] имеет вид АВ2СVI5ТIV8О22(OH)2, сняв обозначения позиций шестерной и четверной координаций, получим итоговую формулу для амфиболов вида АВ2С5Т8О22(ОН)2 (отметим, что позиция А может быть вакантной). Формула слюд в [4] имеет вид IM2-3□1-0T4O10(ОН)2, упростим ее написание до вида IM3T4O10(ОН)2, имея в виду, что часть позиций М может быть вакантной (диоктаэдрические слюды). Увеличив эту формулу в два раза, получим итоговую формулу для слюд видаI2M6T8O20(ОН)4.
В работе [2] нами показано, что позиция пироксенов, имеющая в формуле обозначение А, соответствует позиции В амфиболов и отсутствует в структуре слюд. И наоборот, позиция I в слюдах соответствует позиции А в амфиболах, а в структуре пироксенов ее нет. Позиция В пироксенов соответствует позиции С амфиболов и позиции М слюд (октаэдрическая или шестерной координации). Позиция Т во всех трех группах имеет одно значение – тетраэдрическая или четверная координации. Также О имеет одно значение. А вот (ОН), как видно из приведенных выше формул, в пироксенах отсутствует. Все это дает нам основания для применения одинаковых символов при начертании общих формул рассматриваемых групп минералов. Взяв за основу обозначения позиций, принятые в группе амфиболов, поскольку именно в структуре этой группы представлены все позиции, получим следующий вид общих формул для них:
– для пироксенов – В4С4Т8О24, суммарный катионный заряд равен +48;
– для амфиболов – АВ2С5Т8О22(ОН)2, суммарный катионный заряд равен +46;
– для слюд – А2С6Т8О20(ОН)4, суммарный катионный заряд равен +44.
Отметим, что Н+ в структуре амфиболов и слюд рассматривается не в сумме всех катионов, а в составе анионной группировки (ОН)–.
Таким образом, мы получили общие формулы для минералов рассматриваемых групп, в которых использованы одинаковые символы для адекватных структурных позиций во всех группах. Уже на основании простого сравнения этих формул можно сделать определенные выводы и заметить некоторые закономерности. Например, что количество катионных позиций во всех трех группах одинаково и равно 16, другое дело, что часть из них может быть вакантна, но число их именно 16. Для настоящей работы важно, что в структурах всех трех групп присутствуют позиции С (структурный смысл одинаковый, но количество в разных группах разное) и Т (и структурный смысл и количество одинаковы для всех групп). Это позволяет использовать вариации суммарных зарядов этих позиций в качестве оснований в диаграммах распределения зарядов для каждой группы (рис.).
Структура диаграмм следующая. Вертикальное основание отражает вариации суммарного заряда позиции Т, в ней, как правило, реализуется бинарный изоморфизм Si ↔ Al, иногда в нее вводят Fe3+ и Ti. Горизонтальные линии в поле диаграмм – целочисленные линии равных зарядов этой позиции. Горизонтальные основания – вариации суммарного заряда позиции С, в которой реализуется сложный изоморфизм двух- и трехвалентных катионов (Mg, Fe2+, Fe3+, Al и др.), а также Li (K, Na и Ca в этой позиции не размещаются). Вертикальные линии в поле диаграмм – целочисленные линии равных зарядов этой позиции. Диагональные линии в поле диаграмм – целочисленные линии равных зарядов оставшихся катионных позиций (преимущественно в них размещаются K, Na, Ca, Li, реже другие катионы): на зарядовой диаграмме пироксенов – В; амфиболов – (А + В), суммарно; слюд – А. Числовое значение данного параметра размещено справа и внизу диаграмм. Исключительно в компоновочных целях зарядовая диаграмма пироксенов с правой стороны «срезана», так как поле пироксенов жестко ограничивается суммарным зарядом позиции С +12. Заштрихованы поля: на пироксеновой диаграмме область реальных пироксенов из модельного ряда (анализ справочного материала), на амфиболовой – область нормативных амфиболов, на слюдяной – также область реальных слюд. Кружки в полях диаграмм означают конечные члены соответствующих групп: полностью залитые – реальные конечные члены, зафиксированные в соответствующих номенклатурах ММА [1, 3, 4]; залитые наполовину кружки – реально существующие минералы (имеются анализы), но в номенклатуру ММА не внесены; светлые кружки – прогнозные конечные члены, то есть в настоящее время они неизвестны, но принципиальных запретов на их существование нет.
На рисунке зарядовые диаграммы размещены двумя сериями (диаграммы амфиболов и слюд повторяются). Горизонтальная серия (А–Б–В) имеет общим основанием вариации суммарного заряда позиции Т. Вертикальная серия (А–Б′–В′) имеет общим основанием вариации суммарного заряда позиции С.
Можно провести детальный анализ приведенных диаграмм и описать проявляющиеся особенности и закономерности, но это предмет последующих исследований. В рамках настоящей работы мы отметим лишь следующее. В зарядовой диаграмме пироксенов поле пироксенов жестко ограничено: «сверху» – линией равных зарядов позиции Т = +32 (выше быть не может, так как иначе нужно в эту позицию вводить катионы с валентностью более +4, в реальности это пока неизвестно); «справа» – линией равных зарядов позиции С = +12 (четыре трехвалентных катиона, в реальных пироксенах имеющийся иногда Ti, как правило компенсируется за счет смещения баланса зарядов в других катионных позициях); «снизу» – линией равных зарядов позиции В = +8 (четыре двухвалентных катиона, катионы с большей валентностью в данной позиции не размещаются). Диаграммы же амфиболов и слюд жестко ограничены лишь частично. В амфиболовой – линией равных зарядов позиции Т = +32, а также диагональными линиями равных зарядов позиции (А + В), суммарно: «сверху» = +2 (позиция имеет вид □R1+2) и «снизу» = +6 (позиция имеет вид R2+R2+2). По диагонали-вниз-вправо диаграмма не ограничивается. А по диагонали-вверх-влево имеется «пустой» угол, для которого реальные амфиболы неизвестны, но не запрещены (необходимо введение в позицию С одновалентного катиона, такие амфиболы известны, но в других сериях, например ликеит, корнит и др.). То же самое для диаграммы слюд. Предельный заряд по позиции Т = +32, предельные заряды позиции А (диагонали): «сверху» = +2 (позиция имеет вид R1+2), «снизу» = +4 (позиция имеет вид R2+2). Также по диагонали-вверх-влево имеется «пустой» угол, для которого реальные слюды неизвестны, но не запрещены. И также по диагонали-вниз-вправо диаграмма не ограничивается. На диаграммах амфиболов и слюд часть границ полей (заштрихованы) проведены по полуторным значениям зарядов соответствующих позиций (правило 50% ММА).
При необходимости можно выделить поле пересечения всех трех диаграмм или попарно. Но даже простым сравнением видно, что в направлении от пироксенов к слюдам поля смещаются в сторону уменьшения суммарного заряда позиции Т, а по позиции С – в сторону увеличения. Интервал В у пироксенов шире, чем (А + В) амфиболов и еще шире, чем А слюд.
Исследования выполнены при поддержке РФФИ и Администрации Челябинской области по программе «Урал–Регион»: проект № 04–05–96069.
Литература
1. Моримото М., Гинзбург И.В., Зайферт Ф.А. и др. Номенклатура пироксенов // Минерал. журн. 1989. Ч. 11. № 5. С. 67—83.
2. Никандров С.Н. Согласованная система классификаций основных групп породообразующих минералов (амфиболы, пироксены, слюды) в виде матричных моделей // Геология и минералогия Ильменогорского комплекса: ситуация и проблемы. Миасс: ИГЗ УрО РАН, 2006. С. 131–160.
3. Номенклатура амфиболов: доклад подкомитета по амфиболам комиссии по новым минералам и названиям минералов Международной Минералогической Ассоциации (КНМНМ ММА) // Зап. ВМО, 1997. Ч. 126. Вып. 6. С. 82—102.
4. Номенклатура слюд: заключительный доклад подкомитета по слюдам Комиссии по новым минералам и названиям минералов Международной минералогической ассоциации (КНМНМ ММА) // Зап. ВМО, 1998. Ч. 127. Вып. 5. С. 55—65.
5. Hawthorne F.C., Oberti R. On the classification of amphiboles // Canad. Miner., 2006. Vol. 44. P. 1–21.
Подрисуночная подпись: Никандровы.
Рис. Диаграммы распределения суммарных зарядов по структурным позициям в пироксенах (А), амфиболах (Б и Б′) и слюдах (В и В′).
Ряд диаграмм А–Б–В имеет общим основанием баланс зарядов позиции Т (вертикальное). Ряд диаграмм А–Б′–В′ имеет общим основанием баланс зарядов позиции С (горизонтальное).
Объяснение структуры диаграмм и расшифровка обозначений приведены в тексте.