Баженов А. Г.
К вопросу о генезисе миаскитов


К вопросу о генезисе миаскитов
 
А. Г. Баженов
Миасс, Институт минералогии УрО РАН, bag @ ilmeny.ac.ru
 
Дискуссии о генезисе миаскитов и их синонимов-аналогов (личфильдиты и другие двуполевошпатовые биотит- и амфиболсодержащие нефелиновые сиениты) имеют многолетнюю историю. Текстурно-структурные особенности миаскитов – линейность, параллельная осям складок, директивные текстуры и полосчатость, конформные контактам массивов, согласно облекаемым вмещающими кристаллосланцами, широкое распространение деформационных явлений, маскирующих   последовательность кристаллизации минералов, – все это вызывает дебаты о генезисе этих пород. Миаскитовые массивы Ильменских- Вишневых гор – наиболее крупные и детально изученные, их генезис также был предметом многочисленных дискуссий.
Ильменогорский миаскитовый массив может быть представлен как сильно сжатая сложная асимметричная седловидная залежь (факолит), сближенные крылья которой обнажены на севере, а свод – на юге. Факолит вложен в асимметричную складку волочения, которая образовалась в древнем, допалеозойском Ильмено-Вишневогорском срединном массиве внутри Уральского складчатого пояса при сдвиговых движениях на заключительных стадиях его становления. Он располагается между архейским селянкинским блоком и протерозойским ильменогорским, основу которых составляют кристаллические сланцы альмандин-амфиболитовой фации.
Массив сложен миаскитами. Около половины его площади составляют биотитовые разности, около четверти – биотито- амфиболовые и амфиболовые. Щелочные биотитовые и биотито-амфиболовые сиениты, не содержащие нефелина, широко распространены на северном выклинивании массива, южнее образуют тонкую кайму [1, 5]. Все породы массива, за исключением пегматитов, имеют директивный облик, особенно резко выраженный вблизи контактов. К восточному контакту массива, его своду и кровле приурочено поле сиенитовых и миаскитовых пегматитов. В миаскитах с С на Ю в направлении к своду увеличивается доля нефелина и K-Na полевого шпата, олигоклаз-альбит сменяется альбитом, магнезиогастингсит – тарамитом, увеличивается концентрация К, Sr и Ba, TR. В этом же направлении устойчиво линейно снижается содержание Zr (рис.2), тогда как для Ti и Nb, геохимически близких Zr элементов, такого тренда нет [1].
       Установлены 2 даты образования нефелиновых сиенитов Ильмен: » 440 млн. лет и » 240 млн. лет. Первая рассматривается как возраст внедрения и кристаллизации нефелинсиенитового расплава при заложении рифта в нижнем палеозое, образование гипотетического массива нефелиновых сиенитов, вторая – возраст метаморфизма нефелиновых сиенитов во время герцинской орогении [4]. 
      Мною было показано [1], что особенности распределения Zr в породах главной фации Ильменогорского массива; а) устойчивый тренд снижения концентраций Zr от крыльев факолита к его своду, резко контрастирующего с распределением других элементов, в том числе геохимически близких ему Ti и Nb, б) концентрация Zr в этих породах более, чем на 80 % в цирконе — минерале, устойчивом в условиях плавления миаскитов, взаимоувязаны в рамках 2х-эпизодной модели формирования миаскитов. По этой модели, предложенной В. А. Кононовой с соавторами [4], в ордовике в процессе рифтинга произошло внедрение нефелиновых сиенитов, а в верхнем палеозое во время герцинского орогенеза они испытали метаморфизм. Но отделение Zr от Ti и Nb могло осуществиться только в результате сепарации реститового циркона при плавлении нефелиновых сиенитов – протолитов и последующем отжимании расплава, и флюида из сжимающихся крыльев факолита в его свод. Реликтовые кристаллики циркона при этом движении отставали, благодаря чему и сформировался устойчивый линейный тренд снижения концентраций циркония в направлении к апикальной части массива. О возможности выплавления миаскитового расплава свидетельствует интенсивно проявленная гранитизация во вмещающих массив толщах, изохронная и изофациальная миаскитам.
       Отжимание образующегося расплава и флюида (фильтрпрессинг) под воздействием стресса в свод образующейся антиформы вызвало дифференциальный перенос различных петрогенных и редких элементов. Циркон, переносимый в виде мелких кристалликов, отставал в этом движении, благодаря чему концентрации Zr в массиве снижались от корневых частей массива к его апикальной части, этим обстоятельством и объясняется особый тренд распределения Zr в массиве.
Структуры магматических пород, свойственные миаскитам, не измененным милонитизацией, бластезом, метасоматозом, их состав, близкий эвтектике при 2-5 кбар пара H2O свидетельствуют о их кристаллизации из расплава. Оценки времени и условий гранитизации метаморфических толщ, вмещающих Ильменогорский массив, кристаллизации миаскитов и гранитов, эксперименты по плавлению миаскитов показали их изохронность (260-240 млн. лат) и изофациальность ( Т = 700-800 °С, при 2-5 кбар давления водяного пара) [6].
Таким образом, представляется доказанным, что миаскиты Ильменогорского массива являются продуктом ремобилизации рифтогенных нефелиновых сиенитов (фойяитов?) нижнего палеозоя. Сдвиговые деформации в конце палеозоя на заключительных эпизодах формирования Уральского подвижного пояса образовали в древнем срединном массиве кристаллических сланцев асимметричные складки волочения на поверхности отслоения между архейским селянкинским блоком и выше лежащим ильменогорским, в которое (отслоение) и вместилась седловидная залежь образовавшегося (и образующегося) в это время расплава за счет плавления нефелинового сиенита – протолита миаскитов. Расплав и флюид в процессе косой коллизии и последующего растяжения отжимались в свод структуры, а реститовая фаза – циркон отставала в этом движении, создавая особый тренд распределения Zr в миаскитах массива. 
Кроме массивов Вишневых и Ильменских гор, форму, подобную современной рисовке Вишневогорского массива, имеют Сахариокский массив миаскитов на Кольском полуострове и Блю-Маунтин в Онтарио, Канада (рис.). Это сильно сжатые факолиты в асимметричных складках волочения (течения) с резко различной длиной крыльев, указывающие на сдвиговые деформации значительного масштаба. Все они сформировались в аналогичных условиях и могут иметь одинаковую природу. Широко распространены также линзовидные тела нефелиновых сиенитов в обрамлении Канадской и Сибирской платформ, Балтийского, Африканского. Индий ского щитов. Известны массивы, где биотито-амфиболовые двуполевошпатовые нефелиновые сиениты (типа миаскитов) обрамляют ядро однополевошпатовых (гиперсольвусных) пироксеновых нефелиновых сиенитов (типа фойяитов). И это также указывает на ремобилизационную природу миаскитов.
 Между Ильменогорским и Вищневогорским массивами щелочной комплекс растянут, ширина его резко сокращена, миаскиты слагают плитообразные тела среди фенитов и карбонатно-силикатных (карбонатитовых) пород [6]. Подобные же линейные комплексы многочисленны в древних блоках (Канада, Балтика, Приазовье…), их морфология и геолого-петрологические особенности также определяются положением в зонах сдвиговых дислокаций. Многие исследователи считают их трещинными интрузиями, другие – силами, покровами лав или туфов с метаосадочной полосчатостью, впоследствии испытавшими метасоматоз и деформацию. Дислокационная дифференциация вещества всецело принимается за метасоматическую.
 
 
Литература
1. Баженов А. Г. Особенности распределения циркония в Ильменоорском миаскитовом массиве и вопросы генезиса миаскитов // Уральск. Минер. cб. № 7. Миасс: Имин УрО РАН, 1997. С. 139-154. . http://w.ilmeny.ac.ru/biblio/pdf/815.pdf
2. Батиева И. Д. Петрология щелочных гранитоидов Кольского полуострова. Л.: Наука. 1976. 223 с.
3. Кононова В. А. Месторождения нефелиновых сиенитов Канады и Норвегии // Нефелиновое сырье. М.: Наука, 1978. С. 152-156.
4. Кононова В. А., Крамм У., Грауэрт Б. Возраст и история вещества миаскитов Ильмено-Вищневогорского комплекса на Урале (данные Rb – Sr изохронного метода) // ДАН СССР, 1983. Т.273. №5. С. 1226-1230.
5. Чернышев И. В., Кононова В. А., Крамм У., Грауэрт Б. Изотопная геохронология щелочных пород Урала в свете данных уран-свинцового метода по цирконам // Геохимия, 1987. № 3. С. 323-328.
6. Щелочно-карбонатитовые комплексы Урала. Екатеринбург: Уралгеолком, 1997. 274 с.
 
 
 
Подписи к рисункам. Баженов.
 
Рис.1. Факолиты : Ильменогорский (а), Вишневогорский (б), Блю-Маунтин (в),Сахариок(г);
б – по В. Н. Юрецкому и др. (1983), в – по В. А. Кононовой (1978), г – по И.Д.Батиевой(1976), схематизированы А. Баженовым.
 Условные обозначения. Для а и б: 1 – пироксеновые сиениты, 2 – биотитовые миаскиты, 3 – амфиболовые миаскиты, 4 – антипертитовые породы, миаскиты и карбонатиты, 5 – биотитовые сиениты, 6 – фениты , 7 – гранито-гнейсыы , 8 – метабазиты, 9 – метагипербазиты, 10-12 – кристаллосланцы, 10- венд, 11 – протерозой, 12 – архей,13 – элементы залегания директивных текстур, 14 – ксенолиты фенитов, 15 -горизонт кварцитов, 16 – граница залежей. Для в:1 – нефелиновые сиениты, 2 – сиенито-гнейсы, 3 – граниты, 4 – амфиболиты и парагнейсы. Для г :1 – диорито-гнейсы, 2 – габбро-амфиболиты, 3 – щелочные гранитоиды, 4 – сиениты, 5 – миаскиты, 6 – меланократовые нефелиновые сиениты, 7-9 – элементы залегания, 7 – плоскостной текстуры, 8 – линейность наклонная, 9 – линейность вертикальная.
    Рис.2.Распределение редких элементов и титана в биотитовых миаскитах вдоль длинной оси массива.